Столица рисунка укрепляет позиции

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Французская графика на мартовских торгах Artcurial

Антуан-Жан Гро. «Сдача Ульма». Коллекция Гастона Делестре
Антуан-Жан Гро. «Сдача Ульма». Коллекция Гастона Делестре

Живопись и рисунки старых мастеров, а также искусство XIX века будут представлены на специализированных торгах французского аукционного дома Artcurial 22 и 23 марта. Оба аукциона по традиции приурочены к ежегодному Салону рисунка — ярмарке графики, которая пройдет с 22 по 27 марта в парижском Пале-Броньяр. Именно поэтому основной акцент в каталогах торгов сделан на графические работы французских художников. По словам директора отдела старых мастеров и искусства XIX века Artcurial Матье Фурнье, мартовские аукционы укрепят позиции Парижа как «столицы рисунка». В течение двух дней на Artcurial будут распроданы коллекции двух семей — Делестре и Дормей, в том числе произведения Франсуа Буше, Антуана Ватто, Антуана-Жана Гро, Эжена Делакруа и других.

Жак-Андре Портель. «Молодой человек стоит у спинки стула». Коллекция Гастона Делестре
Жак-Андре Портель. «Молодой человек стоит у спинки стула». Коллекция Гастона Делестре

На торги 22 марта выставлено собрание Гастона Делестре (1913–1969), наиболее ценная часть которого — корпус рисунков Антуана-Жана Гро (1771–1835), известного во Франции как барон Гро. Этот худож­ник‑академист, ученик Луи Давида, знаменит изображениями побед наполеоновской армии в многочисленных войнах. Изучая коллекцию Гастона Делестре, можно проследить, как собирали искусство четыре поколения семьи. Началось все с Жана-Батиста Делестре (1800–1871),
который был биографом барона Гро и приобрел несколько его работ. Другие представители фамилии пополнили семейную коллекцию графикой северных школ XVII века и работами художников эпохи Просвещения.

Антуан-Жан Гро. «Турецкий вельможа на коне в сопровождении двух слуг». 1806. Коллекция Гастона Делестре
Антуан-Жан Гро. «Турецкий вельможа на коне в сопровождении двух слуг». 1806. Коллекция Гастона Делестре

Уже в ХХ веке судьба барона Гро, предшественника романтиков и любимого художника Наполеона Бонапарта, заинтересовала Гастона Делестре, который продолжил дело своего предка. Так появилась вторая после Лувра коллекция графики Гро, всего 80 рисунков. Результатом скрупулезного исследования в том числе и этих работ стала монография Делестре «Антуан-Жан Гро. 1771–1835». Книга, изданная в 1951 году, в значительной степени способствовала возвращению имени художника в ряд выдающихся мастеров французского искусства. Многие произведения из коллекции Делестре были представлены на музейных выставках по всему миру: в цюрихском Кунстхаусе, Музее изящных искусств Сан-Франциско, Дворце изящных искусств Брюсселя, Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Антуан-Жан Гро. «Бюст Бонапарта в Италии». 1796. Коллекция Гастона Делестре
Антуан-Жан Гро. «Бюст Бонапарта в Италии». 1796. Коллекция Гастона Делестре

Рисунок тушью «Турецкий вельможа на коне в сопровождении двух слуг» предварительно оценен в €60–90 тыс. Произведение 1806 года выдает новаторскую манеру Гро, который работает в манере романтизма и ориентализма. Из более ранних вещей можно выделить погрудный портрет Наполеона в профиль 1796 года. Несмотря на небольшой размер и этюдный характер изображения, оно оценено в €20–30 тыс. Всего на аукционе представлено 150 лотов, в том числе работы последователей Антуана-Жана Гро Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Пастель «Плот „Медузы“», один из набросков хрестоматийного произведения Жерико, выставлен на продажу с оценкой €15–25 тыс.

На аукционе 23 марта будут представлены произведения из коллекции Жоржа Дормея, прежде всего работы придворного художника Карла X Франсуа Жерара, известного как барон Жерар. Выполненный акварелью и гуашью эскиз монументального полотна «Коронация Карла X в Реймсе» можно будет приобрести на аукционе, ориентировочная стоимость €40–60 тыс. Топ-лотом в этот день, несомненно, станет написанный пастелью и сангиной этюд «Мужчина в колпаке» Антуана Ватто, его предварительная оценка составляет €150–200 тыс. Всего за два дня на продажу выставят произведения искусства общей стоимостью €2,5 млн. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+