Группировка ЗИП: безбашенные, тусовочные, пассионарные

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Художники превратили Московский музей современного искусства в одну огромную инсталляцию

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

Провести время на пляже, наблюдая за сладкой жизнью богемы, или потусоваться в баре теперь можно и в музее, на выставке группировки ЗИП. Краснодарские художники Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины давно стали участниками столичных выставок, однако персональную выставку в музее «зипы» покажут впервые. И это событие не только для художников, которые все еще числятся в категории «молодых», хотя за почти десять лет существования группировки за их плечами приличный запас выставок, премий (в 2012 году они получили «Инновацию») и номинаций.

Главное, что ЗИП пока не устали делать искусство с  драйвом, способным заряжать окружающих энергией. ЗИП — художники, для которых пассионарность и творческая независимость составляют художественную стратегию. Начали они с создания независимой выставочной площадки на краснодарском заводе измерительных приборов (отсюда и название группы). Затем организовали резиденцию «Пятихатка» и фестиваль стрит-арта «Может». Миссия культуртрегерства на этом не завершилась, и в Краснодаре возник институт современного искусства с «мимимишным» названием КИСИ (Краснодарский институт современного искусства), а потом и вовсе целый культурный центр «Типография», вместивший институт, арт-школы, галерею и резиденцию.

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

«Зипы» во многом близки художникам нью-вейва: особой легкостью бытия и юношеской беспечностью в создании искусства из подручных материалов. Однако если акции восьмидесятников зачастую выглядели как форменное хулиганство, то творческая активность ЗИП куда более благообразна. В чем-то их даже можно назвать наивными художниками, которые пытаются по мере сил изменить мир к лучшему. На городском фестивале в Нижнем Новгороде они пытались подружить жильцов старейшего дома, устроив дворовое чаепитие. На фестивале «Форма» пригласили горожан участвовать в создании проекта городской скульптуры.

«Зипы» во всем декларируют демократичность: делают искусство из собственной жизни и вовлекают в свои акции всех желающих. Их инсталляции напоминают соцсети, куда вывешивается дневник собственной жизни, где главное не арт-объекты, а инвайронмент, то есть создание особой художественной среды. И все, кто входит в эту среду, могут стать твоими друзьями, а то и соавторами.

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

Выставка в ММОМА — подробная история ЗИП. В здании музея в Ермолаевском переулке, перемещаясь с этажа на этаж, будет легко попасть в настоящее, прошлое и будущее группировки, каким они видят его сами. Весь музей превратится в одну огромную инсталляцию. В школьном автобусе, в бутафорском белом кубе, на пикнике или в краснодарском клубе можно будет не только изучить документацию творчества ЗИП, но и проникнуться той атмосферой, в которой сформировались художники. 

Московский музей современного искусства
Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»
20 марта – 23 апреля

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+