Группировка ЗИП: безбашенные, тусовочные, пассионарные

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Художники превратили Московский музей современного искусства в одну огромную инсталляцию

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

Провести время на пляже, наблюдая за сладкой жизнью богемы, или потусоваться в баре теперь можно и в музее, на выставке группировки ЗИП. Краснодарские художники Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины давно стали участниками столичных выставок, однако персональную выставку в музее «зипы» покажут впервые. И это событие не только для художников, которые все еще числятся в категории «молодых», хотя за почти десять лет существования группировки за их плечами приличный запас выставок, премий (в 2012 году они получили «Инновацию») и номинаций.

Главное, что ЗИП пока не устали делать искусство с  драйвом, способным заряжать окружающих энергией. ЗИП — художники, для которых пассионарность и творческая независимость составляют художественную стратегию. Начали они с создания независимой выставочной площадки на краснодарском заводе измерительных приборов (отсюда и название группы). Затем организовали резиденцию «Пятихатка» и фестиваль стрит-арта «Может». Миссия культуртрегерства на этом не завершилась, и в Краснодаре возник институт современного искусства с «мимимишным» названием КИСИ (Краснодарский институт современного искусства), а потом и вовсе целый культурный центр «Типография», вместивший институт, арт-школы, галерею и резиденцию.

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

«Зипы» во многом близки художникам нью-вейва: особой легкостью бытия и юношеской беспечностью в создании искусства из подручных материалов. Однако если акции восьмидесятников зачастую выглядели как форменное хулиганство, то творческая активность ЗИП куда более благообразна. В чем-то их даже можно назвать наивными художниками, которые пытаются по мере сил изменить мир к лучшему. На городском фестивале в Нижнем Новгороде они пытались подружить жильцов старейшего дома, устроив дворовое чаепитие. На фестивале «Форма» пригласили горожан участвовать в создании проекта городской скульптуры.

«Зипы» во всем декларируют демократичность: делают искусство из собственной жизни и вовлекают в свои акции всех желающих. Их инсталляции напоминают соцсети, куда вывешивается дневник собственной жизни, где главное не арт-объекты, а инвайронмент, то есть создание особой художественной среды. И все, кто входит в эту среду, могут стать твоими друзьями, а то и соавторами.

Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика. Фото: ММОМА
Группировка ЗИП. Имидж к выставке «Остановка "ДК ЗИП"» в ММОМА. 2016. Графика.
Фото: ММОМА

Выставка в ММОМА — подробная история ЗИП. В здании музея в Ермолаевском переулке, перемещаясь с этажа на этаж, будет легко попасть в настоящее, прошлое и будущее группировки, каким они видят его сами. Весь музей превратится в одну огромную инсталляцию. В школьном автобусе, в бутафорском белом кубе, на пикнике или в краснодарском клубе можно будет не только изучить документацию творчества ЗИП, но и проникнуться той атмосферой, в которой сформировались художники. 

Московский музей современного искусства
Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»
20 марта – 23 апреля

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+