18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Огюст Роден. Экспериментатор, которому скандал открыл дорогу к славе

№51
Материал из газеты

Ретроспектива в парижском Гран-пале к 100-летию со дня смерти мастера

Нынешний, 2017 год проходит под знаком Огюста Родена (1840–1917). Выставки, приуроченные к 100-летию со дня смерти отца современной скульптуры, открываются по всему миру и, конечно, на его родине. Самая масштабная — в парижском Гран-пале. Около 200 работ — скульптур и рисунков — самого Родена и десятка именитых гостей: тут и Бурдель с Альберто Джакометти, и Пабло Пикассо с Анри Матиссом, и даже Лучо Фонтана. Кураторы выставки, именитый специалист Антуанетта Ленорман-Ромен и директор Музея Родена Катрин Шевийо, ставят перед собой задачу не просто смахнуть пыль с вековых скульптур мэтра, но представить его наследие в новом свете, показав отголоски в произведениях художников XX века.

Смелые эксперименты Родена, говорят кураторы, каждый раз вызывали шок, эхо которого слышно по сей день. В 1890-х годах поводом для скандала стали его рисунки, а их выставка в Германии стоила графу Гарри Кесслеру — коллекционеру и меценату — кресла главы музея в Веймаре. Среди излюбленных сюжетов — обнаженное тело и архитектура, к обоим его пристрастил Клод Моне. «Он помог мне понять свет, ню, море и соборы», — говорил Роден про своего друга. А в 1900 году разразился еще один скандал: во время Всемирной выставки в Париже отвергнутый 60-летний скульптор выставил в своем павильоне на площади Альма гипсовые скульптуры, многие из которых так и остались незавершенными, в том числе теперь уже хрестоматийные «Врата ада». Монументальности классической скульптуры он предпочитал детали, точно так же как танцу — движение. Роден, подобно молодому Пикассо и Эдгару Дега, соблазнился выступлением в Париже японской гейши Садаякко. Танцующее тело завораживало скульптора. Айседора Дункан раздевалась перед ним не раздумывая, позировал ему и Вацлав Нижинский.

Отдельное место в рассказе об экспериментах Родена занимает фотография. Он был не только страстным коллекционером, но и использовал фото для подготовительной работы и как самостоятельный жанр. Снимки своих скульптур он ретушировал карандашом или красками. Этот роденовский метод позже перенял Генри Мур.

Неожиданной главой в творчестве Родена стали ассамбляжи, получившие известность уже после Второй мировой войны. Они не прошли мимо внимания авангардистов — Пикассо, Матисс и Йозеф Бойс создавали свои коллажи с оглядкой на Родена.
Впрочем, сам скульптор знал цену скандалу, поэтому, когда его «Мыслителя» называли «гориллой», а «Бронзовый век» подвергали расследованию, он не сильно расстраивался. «Моя репутация запятнана, — писал скульптор в своих дневниках в конце 1870-х годов. — Меня обвиняют в том, что я леплю прямо по модели, и даже в том, что я использовал труп! К счастью, у меня есть друзья, они — моя поддержка. Три долгих года полемики и споров. Я должен отстаивать свою честь. Но стоит признать, что скандал открыл мне двери к ус­пеху». 

Гран-пале
Роден
22 марта – 31 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+