18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Огюст Роден. Экспериментатор, которому скандал открыл дорогу к славе

№51
Материал из газеты

Ретроспектива в парижском Гран-пале к 100-летию со дня смерти мастера

Нынешний, 2017 год проходит под знаком Огюста Родена (1840–1917). Выставки, приуроченные к 100-летию со дня смерти отца современной скульптуры, открываются по всему миру и, конечно, на его родине. Самая масштабная — в парижском Гран-пале. Около 200 работ — скульптур и рисунков — самого Родена и десятка именитых гостей: тут и Бурдель с Альберто Джакометти, и Пабло Пикассо с Анри Матиссом, и даже Лучо Фонтана. Кураторы выставки, именитый специалист Антуанетта Ленорман-Ромен и директор Музея Родена Катрин Шевийо, ставят перед собой задачу не просто смахнуть пыль с вековых скульптур мэтра, но представить его наследие в новом свете, показав отголоски в произведениях художников XX века.

Смелые эксперименты Родена, говорят кураторы, каждый раз вызывали шок, эхо которого слышно по сей день. В 1890-х годах поводом для скандала стали его рисунки, а их выставка в Германии стоила графу Гарри Кесслеру — коллекционеру и меценату — кресла главы музея в Веймаре. Среди излюбленных сюжетов — обнаженное тело и архитектура, к обоим его пристрастил Клод Моне. «Он помог мне понять свет, ню, море и соборы», — говорил Роден про своего друга. А в 1900 году разразился еще один скандал: во время Всемирной выставки в Париже отвергнутый 60-летний скульптор выставил в своем павильоне на площади Альма гипсовые скульптуры, многие из которых так и остались незавершенными, в том числе теперь уже хрестоматийные «Врата ада». Монументальности классической скульптуры он предпочитал детали, точно так же как танцу — движение. Роден, подобно молодому Пикассо и Эдгару Дега, соблазнился выступлением в Париже японской гейши Садаякко. Танцующее тело завораживало скульптора. Айседора Дункан раздевалась перед ним не раздумывая, позировал ему и Вацлав Нижинский.

Отдельное место в рассказе об экспериментах Родена занимает фотография. Он был не только страстным коллекционером, но и использовал фото для подготовительной работы и как самостоятельный жанр. Снимки своих скульптур он ретушировал карандашом или красками. Этот роденовский метод позже перенял Генри Мур.

Неожиданной главой в творчестве Родена стали ассамбляжи, получившие известность уже после Второй мировой войны. Они не прошли мимо внимания авангардистов — Пикассо, Матисс и Йозеф Бойс создавали свои коллажи с оглядкой на Родена.
Впрочем, сам скульптор знал цену скандалу, поэтому, когда его «Мыслителя» называли «гориллой», а «Бронзовый век» подвергали расследованию, он не сильно расстраивался. «Моя репутация запятнана, — писал скульптор в своих дневниках в конце 1870-х годов. — Меня обвиняют в том, что я леплю прямо по модели, и даже в том, что я использовал труп! К счастью, у меня есть друзья, они — моя поддержка. Три долгих года полемики и споров. Я должен отстаивать свою честь. Но стоит признать, что скандал открыл мне двери к ус­пеху». 

Гран-пале
Роден
22 марта – 31 июля

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+