18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Огюст Роден собирал скульптуры из готовых конечностей

№51
Материал из газеты

Изучение глиняных фигурок и гипсовых форм для отливки показало, что скульптор часто использовал заранее сделанные заготовки

Не секрет, что Огюст Роден (1840–1917) был приверженцем переработки и вторичного использования своих заготовок. Достаточно посмотреть на версии «Врат ада» (работу над ними он начал в 1880 году, доделывая вплоть до самой своей смерти) в коллекциях Музея д’Орсе в Париже, Художественного музея Цюриха и Музея Соумайя в Мехико, чтобы обнаружить знакомые лица среди 200 его персонажей. Говоря проще, Роден был мастером фрагментации, ассамбляжа и варьирования.

Проведенное недавно исследование терракотовых фигурок и гипсовых форм из экспрессивной серии «Танцевальные движения», к которой Роден приступил в 70 лет, показало, что туловища и конечности двух скульптур, известных как «Альфа» и «Бета», использованы и в других фигурах, стоящих в неестественных, «крылатых» позах. Изучением техник, к которым скульптор прибегал при создании этой серии, занимались специалисты лондонской Галереи Курто, подготавливая посвященную Родену и танцу выставку. Организаторами ее стали Франсуа Бланшетьер из Музея Родена в Париже и куратор отдела скульптуры и декоративно-прикладного искусства Галереи Курто Александра Герстайн.

Исследование фигур из «танцевальной серии» убедило в том, что они составлены из готовых конечностей, созданных ручным оттиском форм. Ранее считалось, что скульптор лепил их вручную, пока ему позировали модели, например акробатка Альда Морено. «Роден вынимал заготовки из форм еще влажными, чтобы перед обжигом их можно было подправить и составить в фигуры», — рассказывает Бланшетьер.

На многих предметах до сих пор заметны отпечатавшиеся швы от форм. На них также остались следы инструментов и пальцев, по которым видно, как скульптор перерабатывал сырые глиняные фигурки. Герстайн отмечает, что благодаря обследованию удалось определить, как именно должны были стоять фигурки по замыслу Родена: в местах, соприкасавшихся с опорой, глина примялась, став плоской.

Самое читаемое:
1
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
2
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
3
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
7
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+