18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анри Реньо: история славы и забвения

№51
Материал из газеты

Художник Анри Реньо был сенсацией ориентализма XIX века, но рано умер. Монографии о забытых живописцах всегда ставят читателя перед необходимостью собственной оценки

Художник Анри Реньо (1843–1871), пожалуй, более всего известен своей ранней гибелью (в 27 лет на франко-прусской войне) и картиной «Саломея», которая стала сенсацией Салона 1870 года, а со временем хрестоматийным примером ориентализма последнего разбора. Его биограф Марк Готлиб взялся пересмотреть творчество художника и миф, сложившийся вокруг его личности. Им движет интерес не только к небольшому, пусть и яркому, творческому наследию Реньо, но и к тому, как работает механизм посмертной репутации — от пика славы сразу после гибели художника на поле боя и вплоть до полного забвения, когда музеи, недавно боровшиеся за его картины, сослали их в хранилища.

Удостоенный Римской премии в 1866 году, Реньо отправился в Италию, однако бóльшую часть своего пенсионерского срока провел в Испании и Северной Африке. Там он писал огромные полотна с сюжетами, полными более или менее откровенной «чернухи», отличавшиеся яркими, почти кричащими красками. Сочетание будоражащей экзотичности с брутальным натурализмом действовало на зрителя ошеломляюще. 

Далее рассказывается о мощном эффекте, произведенном двумя главными картинами Реньо: «Саломеей» (1870) и «Казнью без суда при мавританских королях Гранады» (1870), едва ли не карикатурными в своей театральности. В конце Готлиб анализирует героическую легенду Реньо, много послужившую патриотической мифологии после поражения Франции в 1871 году, а также его успех в США и полное крушение былой славы. Книга Готлиба — основательная работа о художнике, вызывавшем сильные, но противоречивые чувства — от восторгов, расточаемых Теофилем Готье, который называл Реньо «симфонистом цвета», до презрительной насмешки Эмиля Золя, обозвавшего его «Делакруа, улучшенным Жеромом». 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+