Анри Реньо: история славы и забвения

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Художник Анри Реньо был сенсацией ориентализма XIX века, но рано умер. Монографии о забытых живописцах всегда ставят читателя перед необходимостью собственной оценки

Marc Gotlieb. The Deaths of Henri Regnault. University of Chicago Press. 320 с. £42, $60. На английском языке
Marc Gotlieb. The Deaths of Henri Regnault. University of Chicago Press. 320 с. £42, $60. На английском языке

Художник Анри Реньо (1843–1871), пожалуй, более всего известен своей ранней гибелью (в 27 лет на франко-прусской войне) и картиной «Саломея», которая стала сенсацией Салона 1870 года, а со временем хрестоматийным примером ориентализма последнего разбора. Его биограф Марк Готлиб взялся пересмотреть творчество художника и миф, сложившийся вокруг его личности. Им движет интерес не только к небольшому, пусть и яркому, творческому наследию Реньо, но и к тому, как работает механизм посмертной репутации — от пика славы сразу после гибели художника на поле боя и вплоть до полного забвения, когда музеи, недавно боровшиеся за его картины, сослали их в хранилища.

Удостоенный Римской премии в 1866 году, Реньо отправился в Италию, однако бóльшую часть своего пенсионерского срока провел в Испании и Северной Африке. Там он писал огромные полотна с сюжетами, полными более или менее откровенной «чернухи», отличавшиеся яркими, почти кричащими красками. Сочетание будоражащей экзотичности с брутальным натурализмом действовало на зрителя ошеломляюще. 

Карикатура на тему продажи картины «Саломея» (1870) Анри Реньо. 1912
Карикатура на тему продажи картины «Саломея» (1870) Анри Реньо. 1912

Далее рассказывается о мощном эффекте, произведенном двумя главными картинами Реньо: «Саломеей» (1870) и «Казнью без суда при мавританских королях Гранады» (1870), едва ли не карикатурными в своей театральности. В конце Готлиб анализирует героическую легенду Реньо, много послужившую патриотической мифологии после поражения Франции в 1871 году, а также его успех в США и полное крушение былой славы. Книга Готлиба — основательная работа о художнике, вызывавшем сильные, но противоречивые чувства — от восторгов, расточаемых Теофилем Готье, который называл Реньо «симфонистом цвета», до презрительной насмешки Эмиля Золя, обозвавшего его «Делакруа, улучшенным Жеромом». 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+