18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музею Рублева поможет церковь

Для доработки концепции развития музея будет создана комиссия, в которую войдут представители музейного сообщества и РПЦ

На публичном обсуждении концепции развития Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, которое состоялось на этой неделе, первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов заявил о необходимости совместной доработки концепции представителями музея и Русской православной церкви. Аристархов обозначил два возможных пути их сосуществования: отдельно музей и отдельно церковь, как на Соловках, или создание государственно-церковного партнерства, в рамках которого на территории Спасо-Андроникова монастыря работал бы музей. Речи о полной передаче монастыря церкви, о подготовке которой в середине февраля заявляла глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега), на обсуждении не шло.

Новая концепция развития Музея Рублева, о которой идет речь, появилась после назначения нового директора — в мае прошлого года эту должность занял бывший руководитель Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. Конкретных планов в документе мало, в основном это обозначение общих направлений: необходима реорганизация постоянной экспозиции, развитие научно-исследовательской деятельности, организация собственных мастерских и других необходимых музею подразделений. Среди главных проблем Михаил Миндлин назвал недостаток экспозиционных площадей. Решать ее новый директор предлагает с помощью присоединения к музею соседней со Свято-Андрониковым монастырем, где он расположен, усадьбы Хрящевых и расселенного жилого дома рядом с ней — всего около 4 тыс. кв. м.

Там предполагается разместить фонды, реставрационные мастерские, хранилище и часть структур музея, а освободившиеся помещения монастыря превратить в выставочные пространства. Правда, сейчас оба здания принадлежат городу, закрепить их за музеем будет возможно только после передачи построек в федеральную собственность, а это всегда процесс небыстрый. Как отметила присутствовавшая на обсуждении директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, до решения вопроса собственности усадьбы и дома концепцию можно рассматривать только фрагментарно. Она также поддержала Миндлина в желании организовать на территории музея кафе — этот вопрос неожиданно вызвал самую жаркую дискуссию. Директор Музея Рублева настаивал на необходимости музейной инфраструктуры, представители РПЦ — председатель Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) и древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин отвечали, что кафе можно организовать и за пределами святыни.

Епископ Тихон также рассказал, что церковь намерена добиваться восстановления алтарных преград и проведения богослужений на территории монастыря. В монастыре также планируется организовать главное церковное древлехранилище совместно с музеем, так как, по словам протоиерея Леонида Калинина, для предметов «нет ничего хуже, чем неграмотная реставрация». Окончательную оценку концепции дадут на высшем уровне: ее рассмотрит лично патриарх и Патриарший совет по культуре.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+