18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Годы изоляции Аргентины подходят к концу

№51, март 2017
№51
Материал из газеты

Интерес к недооцененным художникам из южноамериканской страны растет, а ее галереи прощупывают почву на мадридской художественной ярмарке

На протяжении десятилетий Аргентине приходилось бороться с экономической нестабильностью
На протяжении десятилетий Аргентине приходилось бороться с экономической нестабильностью

На ярмарке искусства Arco, которая проходила в Мадриде с 22 по 26 февраля, чествовали Аргентину. В рамках параллельной программы состоялось несколько выставок аргентинского искусства. Присутствие этой южноамериканской страны будет заметным и на других знаковых художественных мероприятиях в нынешнем году: на Венецианской биеннале, на Documenta в Касселе и на Pacific Standard Time LA/LA в Южной Калифорнии. Впрочем, такое внимание вовсе не проявление внезапно возникшей моды, а результат последовательной работы группы спонсоров, кураторов, арт-дилеров и чиновников. Все они надеются, что их деятельность поможет вывести имена таких художников, как Луис Гарай, Диего Бьянки, Алехандра Зибер и Сол Пипкин на международный уровень наравне с Лилианой Портер и рожденным в Аргентине Лучо Фонтаной.

Новая стабильность

На протяжении десятилетий Аргентине приходилось бороться с экономической нестабильностью, стремительной инфляцией и социальным неравенством в условиях протекционистских режимов торговли. Избранный в 2015 году президент Маурисио Макри, ранее бывший президентом футбольного клуба «Бока Хуниорс» и мэром Буэнос-Айреса, шел на выборы с обещанием провести реформы и направить страну по курсу свободного рынка.

На ярмарке искусства Arco, которая проходила в Мадриде с 22 по 26 февраля, чествовали Аргентину
На ярмарке искусства Arco, которая проходила в Мадриде с 22 по 26 февраля, чествовали Аргентину

Важнейшая из обещанных реформ — это инвестирование в культуру как двигатель экономического развития. Макри обрел энергичного союзника в лице своего преемника на посту мэра Буэнос-Айреса Орасио Родригеса Ларреты. «Одна из моих главных целей… — способствовать развитию того, что я называю творческими или основанными на таланте индустриями», — сказал Ларрета в декабре на круглом столе Art Basel в Майами-Бич. Он запустил широкую программу по привлечению к искусству жителей бедных районов, в том числе привозит оперу в трущобы и рекламирует район искусств Ла-Бока.
Самая значительная часть проекта — сотрудничество Буэнос-Айреса с Art Basel в рамках новой инициативы ярмарки Art Basel Cities, о которой было объявлено этой осенью. Ларрета надеется, что благодаря опыту швейцарцев ему удастся поднять и поддерживать на высоком уровне арт-бизнес и туризм. Системные преобразования дополнит специальная программа публичных мероприятий, которая будет опубликована позднее в этом году.

«Зная историю [Буэнос-Айреса], его высокую культуру и тонкий вкус его жителей, я решил, что он будет прекрасной отправной точкой и испытательной площадкой для нашего проекта, который со временем может стать глобальным», — говорит директор международной ярмарки Art Basel Марк Шпиглер.

Ярмарка ARCO 2017
Ярмарка ARCO 2017

Правильные ингредиенты

Art Basel отнюдь не делает шаг в пустоту. Буэнос-Айрес — трехмиллионный город с богатыми интеллектуальными и культурными традициями. В нем расположены десятки музеев и институций, многие из которых были созданы в последние 20 лет на базе уважаемых частных коллекций. В их число входят Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса (MALBA), основанный в 2001 году магнатом Эдуардо Костантини, и учрежденный Фондом Альдо Рубино в 2012 году Музей современного искусства Буэнос-Айреса (MACBA).

Несмотря на то что экономическое положение Аргентины не позволяло ей выходить на мировые рынки, искусство продолжало тихо процветать и в изоляции. «Это живая и уникальная сцена», — говорит дилер Нора Фиш, однако, по ее мнению, «существует дисбаланс между качеством и количеством создаваемых работ с одной стороны и местным художественным рынком с другой».

С коммерческой точки зрения выделяется ежегодная ярмарка arteBA, организуемая одноименным фондом. В этом году она состоится в 26-й раз и будет проходить с 24 по 27 мая. В среднем она привлекает около 100 тыс. посетителей, то есть больше, чем, например, Frieze Lon­don или Art Basel в Базеле. Генеральный менеджер фонда Хулия Конверти говорит о ярмарке: «У нас есть сотни активных аргентинских коллекционеров, а также большое число новых коллекционеров и нерегулярных покупателей». В ноябре организаторы запустили arteBAfocus — еще одно, небольшое мероприятие для местных галерей, которое, по словам Конверти, «произвело сильное впечатление».

И все же для роста рынка необходим внешний спрос. С этой целью правительство начало спонсировать участие дилеров в художественных ярмарках за пределами страны. «Аргентинским галереям было очень сложно выезжать за рубеж из-за курса песо по отношению к доллару», — замечает Наталия Слай из галереи SlyZmud, которая в декабре приняла участие в художественной ярмарке Untitled в Майами.

Валентина Лиернур. Из серии «Hecho a mano #1» (деталь) 2016 г. Фото: Arco 2017
Валентина Лиернур. Из серии «Hecho a mano #1» (деталь) 2016 г.
Фото: Arco 2017

В прошлом году группа из 45 дилеров под руководством Орли Бенсакар (которая совместно со своей матерью Рут Бенсакар руководит основанной ею в 1965 году галереей Ruth Benzacar в Буэнос-Айресе) основала профессиональную ассоциацию под названием Meridiano.

Прежде всего они хотят добиться облегчения налогового режима в сфере торговли искусством. Этот вопрос уже находится на рассмотрении правительства, однако члены ассоциации считают, что это не единственное изменение, которое необходимо внести в законодательство.

Впрочем, стимуляция развития любой ценой может ослабить те самые элементы, из которых складывается уникальный местный контекст. На прошедшем в декабре круглом столе в Майами предприниматель, коллекционер и президент фонда arteBA Fundación Алек Оксенфорд говорил об «осторожном эксперименте», который сейчас ведется в городе. «Мы хотим осветить художественную сцену страны так, чтобы не повлиять на нее и не нарушить ее самобытность», — сказал он.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+