18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Коллекция по цене картины

№51
Материал из газеты

Министерство культуры Польши за бесценок приобрело уникальное собрание князей Чарторыйских. Сделка, определившая судьбу «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, продолжает вызывать вопросы

В конце декабря 2016 года польское правительство спешно заключило одну из крупнейших арт-сделок последнего времени. За €100 млн была выкуплена коллекция князей Чарторыйских, включающая в себя 86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове, в том числе исторический особняк, где и находится Музей Чарторыйских. Жемчужина коллекции — это, несомненно, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, одна из 15 его картин, дошедших до нас.

Написанная в 1489–1490 годах, она долгое время считалась пропавшей, пока неожиданно не появилась в Риме. Там в 1798 году ее приобрел князь Адам Ежи, сын Изабеллы Чарторыйской и основатель семейного музея. Когда в 1939 году Польшу оккупировали нацисты, они изъяли весомую часть коллекции князей; 85 работ, включая произведение Леонардо, отобрали для музея Гитлера в Линце. Ганс Франк, назначенный нацистами генерал-губернатор Кракова, проникся к «Даме с горностаем» особыми чувствами и приказал оставить портрет в своем рабочем кабинете. Вернули картину Польше советские войска после ареста Франка. Семье работа была возвращена в 1991 году в рамках реституции. А 29 декабря 2016 года — день, когда «Дама с горностаем» вместе с остальным бесценным собранием Чарторыйских вновь перешла государству, министр культуры страны Петр Глинский назвал «великим для Польши». Однако его восторг разделяют далеко не все.

Управлявший коллекцией попечительский совет Фонда князей Чарторыйских в знак протеста против продажи принял решение о самороспуске. По словам его членов, их даже не поставили в известность о том, что между правительством и главой совета князем Адамом Каролем Чарторыйским велись переговоры. Попечители ставят под сомнение правомерность сделки, заявляя, что этот шаг противоречит уставу фонда, где на продажу коллекции наложен запрет. Как отмечали польские СМИ, после самороспуска попечительского совета устав в ускоренном судебном порядке был изменен.

Привлекает к себе внимание и финансовая сторона сделки. Многие считают, что коллекция продана фактически за бесценок. Для сравнения: не так давно картина Леонардо «Спаситель мира» (около 1490–1519), по слухам, была куплена в частном порядке за $127,5 млн (около €120 млн). Также не очень понятно, зачем приобретать за €100 млн собрание, которое и так было доступно публике. Картина выставлялась в Музее Чарторыйских, объединенном с Национальным музеем в Кракове. Правда, стоит отметить, что с 2011 года часть его залов закрыта из-за дорогостоящих ремонтных работ. На это время многие предметы из коллекции приютили в Национальном музее в Кракове, а знаменитая «Дама с горностаем» сейчас гостит в замке Вавель. Вероятно, теперь ремонт пойдет быстрее. «Нам не хватало средств, чтобы отреставрировать дворец Чарторыйских. Так что, я думаю, продажа собрания — лучшее решение для Польши, польского народа и иностранных туристов», — заявил Адам Кароль Чарторыйский, подписывая соглашение.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+