18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коллекция по цене картины

№51
Материал из газеты

Министерство культуры Польши за бесценок приобрело уникальное собрание князей Чарторыйских. Сделка, определившая судьбу «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, продолжает вызывать вопросы

В конце декабря 2016 года польское правительство спешно заключило одну из крупнейших арт-сделок последнего времени. За €100 млн была выкуплена коллекция князей Чарторыйских, включающая в себя 86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове, в том числе исторический особняк, где и находится Музей Чарторыйских. Жемчужина коллекции — это, несомненно, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, одна из 15 его картин, дошедших до нас.

Написанная в 1489–1490 годах, она долгое время считалась пропавшей, пока неожиданно не появилась в Риме. Там в 1798 году ее приобрел князь Адам Ежи, сын Изабеллы Чарторыйской и основатель семейного музея. Когда в 1939 году Польшу оккупировали нацисты, они изъяли весомую часть коллекции князей; 85 работ, включая произведение Леонардо, отобрали для музея Гитлера в Линце. Ганс Франк, назначенный нацистами генерал-губернатор Кракова, проникся к «Даме с горностаем» особыми чувствами и приказал оставить портрет в своем рабочем кабинете. Вернули картину Польше советские войска после ареста Франка. Семье работа была возвращена в 1991 году в рамках реституции. А 29 декабря 2016 года — день, когда «Дама с горностаем» вместе с остальным бесценным собранием Чарторыйских вновь перешла государству, министр культуры страны Петр Глинский назвал «великим для Польши». Однако его восторг разделяют далеко не все.

Управлявший коллекцией попечительский совет Фонда князей Чарторыйских в знак протеста против продажи принял решение о самороспуске. По словам его членов, их даже не поставили в известность о том, что между правительством и главой совета князем Адамом Каролем Чарторыйским велись переговоры. Попечители ставят под сомнение правомерность сделки, заявляя, что этот шаг противоречит уставу фонда, где на продажу коллекции наложен запрет. Как отмечали польские СМИ, после самороспуска попечительского совета устав в ускоренном судебном порядке был изменен.

Привлекает к себе внимание и финансовая сторона сделки. Многие считают, что коллекция продана фактически за бесценок. Для сравнения: не так давно картина Леонардо «Спаситель мира» (около 1490–1519), по слухам, была куплена в частном порядке за $127,5 млн (около €120 млн). Также не очень понятно, зачем приобретать за €100 млн собрание, которое и так было доступно публике. Картина выставлялась в Музее Чарторыйских, объединенном с Национальным музеем в Кракове. Правда, стоит отметить, что с 2011 года часть его залов закрыта из-за дорогостоящих ремонтных работ. На это время многие предметы из коллекции приютили в Национальном музее в Кракове, а знаменитая «Дама с горностаем» сейчас гостит в замке Вавель. Вероятно, теперь ремонт пойдет быстрее. «Нам не хватало средств, чтобы отреставрировать дворец Чарторыйских. Так что, я думаю, продажа собрания — лучшее решение для Польши, польского народа и иностранных туристов», — заявил Адам Кароль Чарторыйский, подписывая соглашение.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+