Возвращение «каменного гостя»

Завершена уникальная музеефикация шпиатровой скульптуры Рубенса, разбившейся при падении с фасада Нового Эрмитажа в 1950 году

Луиджи Премацци. «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы». 1861
Луиджи Премацци. «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы». 1861

28 скульптур для фасадов здания Нового Эрмитажа были созданы по проекту и рисункам баварского архитектора Лео фон Кленце из шпиатра — смеси цинка и различных цинковых сплавов с добавлением меди и алюминия. Льют из шпиатра тонкие и особенно сложные произведения небольшого сечения: у него невысокая температура плавления (шпиатр дешевле бронзы), и он прекрасно заполняет формы. Созданные из шпиатра скульптурные портреты знаменитых мастеров прошлого, от Леонардо да Винчи до Рубенса, установили в нишах и на консолях музея в 1848–1850 годах. Со временем эти изображения стали такими же (ну или же почти такими же) эмблематическими символами главного российского музея, как и атланты.

В 1950 году с юго-западного угла здания упала скульптура, изображающая Рубенса. Простоявшая на гранитной консоли ровно 100 лет фигура сорвалась с крепления и, падая с высоты второго этажа, разбилась об асфальт. Ее фрагменты перенесли в реставрационную мастерскую для изучения материала, технологии изготовления и возможных методов реставрации. Тогда, в суровое послевоенное время, еще не было специалистов, имевших опыт реставрации монументальной цинковой скульптуры, к тому же множественные разрозненные осколки не поддавались атрибуции и не состыковывались в единую композицию. Решение вопроса о реставрации затянулось на долгие 50 лет. А в 2000 году было решено изготовить и установить на фасад бронзовую копию скульптуры Рубенса.

Начиная с 2012 года Государственный Эрмитаж проводит реставрационную программу по консервации всей шпиатровой скульптуры и замене ее на фасадах бронзовыми копиями. Самым значимым событием этой программы стало «возвращение» шпиатровой фигуры Рубенса, имеющей, пожалуй, самую трагическую судьбу.

Главным архитектором Государственного Эрмитажа Валерием Лукиным и научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Татьяной Праздниковой выполнено эскизное предложение по музеефикации сохранившихся фрагментов скульптуры и на его основании разработан проект специального экспозиционного каркаса, при помощи которого разрозненные фрагменты собраны в единую монументальную композицию. Сохранившиеся шпиатровые осколки вмонтировали в сетчатый каркас, а утраты остались «полупрозрачными». Через 66 лет после падения выполненная таким образом музеефикация позволила реконструировать утраченные детали и дать вторую жизнь сохранившимся подлинным фрагментам скульптурного портрета Рубенса.

Уникальность работы с этой фасадной скульптурой — в комплексном подходе, основанном на этических нормах реставрации, научно-методических разработках, концептуально новом осмыслении пространственно-временных связей. Это выразилось в сохранении подлинной скульптуры, музеефикации и воссоздании утраченных элементов. Памятник, казалось бы обреченный на исчезновение, получил второе рождение и экспонируется в открытом хранении эрмитажного фондохранилища.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+