Дмитрий Рыболовлев продает работы из коллекции себе в убыток

Миллиардер Дмитрий Рыболовлев продает на аукционах работы из своей скандально известной коллекции. Пока что ему удается выручить за произведения куда меньше, чем он заплатил за них

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Так, скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым. В ноябре 2015 года он частным образом продал картину «Водяные змеи II» Густава Климта за внушительные $170 млн и тем не менее оказался в минусе, так как купил ее за $183,8 млн. По данным агентства Bloomberg.com, также на счета трастов Рыболовлева на Британских Виргинских островах поступило менее $50 млн за картину «Отахи» Поля Гогена, приобретенную коллекционером за $120 млн.

Огюст Роден. «Вечная весна». Courtesy of Sotheby'
Огюст Роден. «Вечная весна». Courtesy of Sotheby'

Еще как минимум пять работ выставлены на торги Christie’s в Лондоне в период с 28 февраля по 7 марта, и все эстимейты аукционного дома значительно ниже того, что Рыболовлев когда-то заплатил за эти произведения. Например, специалисты Christie’s оценили картину «Флейтист и обнаженная» Пабло Пикассо в $8,1–10,6 млн, хотя она была приобретена за $35 млн. Другую скульптуру Огюста Родена, «Купальщик (большая модель)», выставили на аукцион с предварительной оценкой $4,9–7,5 млн, притом что приобретена она была за $10,4 млн. «Дом» Поля Гогена оценили в $15–22,4 млн при цене покупки $85 млн, а композицию «№ 1» Марка Ротко — в $10–15 млн против заплаченных за нее $36 млн. Также 28 февраля можно будет приобрести одну из версий картины Рене Магритта «Область Арнхейм» 1938 года (эстимейт $8,1–10,6 млн) из коллекции Дмитрия Рыболовлева, купившего работу за $43,5 млн.

Бывший владелец Уралкалия, а теперь миллиардер и налоговый резидент Монако уже два года судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье. Коллекционер обвиняет швейцарского дилера и владельца сети фрипортов в мошенничестве. По версии Рыболовлева он переплатил в общей сложности около $1 млрд за свое собрание, которое включает ню Амедео Модильяни и «Кувшинки» Клода Моне, а также работы Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Поля Гогена.

Известно, что за десять с лишним лет, с 2003 по 2014 год, Бувье приобрел для Рыболовлева 38 работ на общую сумму $2 млрд. Миллиардер сейчас пытается доказать в суде, что заплатил за них вдвое больше их реальной цены. В данный момент Ив Бувье проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и в Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре. В материалах судебных дел фигурируют договоры купли-продажи произведений искусства, которые предоставлял Рыболовлеву его арт-консультант. Разбирательство стало весьма резонансным и получило огласку в прессе, где, в частности, приводятся суммы сделок из договоров, что позволяет сравнить цены, по которым Рыболовлев покупал произведения через Бувье, и нынешние аукционные эстимейты.

Густав Климт. «Водяные змеи II». 1904. Фото: Wikimedia Commo
Густав Климт. «Водяные змеи II». 1904.
Фото: Wikimedia Commo

В контрактах на покупку работ, предоставленных Рыболовлевым, в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, являются оплатой агентской деятельности Бувье, и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли».

Швейцарский дилер выдвигает встречные обвинения Рыболовлеву, указывая на то, что потерял сотни миллионов долларов за те два года, что продолжается тяжба. Так он оценивает потенциальную, но не полученную прибыль от своей профессиональной деятельности, которую был вынужден прекратить. Он больше не может приобретать и продавать искусство, так как его клиенты напуганы и не доверяют ему из-за обвинений Рыболовлева.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев, как сообщает Bloomberg.com, спешно продает произведения на крупных международных торгах, получая порой половину суммы, потраченной на их приобретение. По мнению Аннабель Гоберти, партнера-учредителя лондонской юридической фирмы Crefovi, столь торопливая распродажа коллекции оправданна с точки зрения судебной процедуры. Пока Рыболовлев не продаст работы и не выручит за них конкретные суммы, он не сможет доказать в суде, что понес финансовые потери из-за действий Ива Бувье.

Впрочем, нужно учитывать, что период, когда формировалась коллекция Рыболовлева, — это как раз время арт-бума и рекордных цен на рынке искусства, а в последние два года ситуация на нем весьма нестабильна и эксперты говорят о падении продаж и глобальном снижении цен. В этой ситуации трудно доказать, действительно ли Рыболовлев переплатил за произведения в результате мошеннических действий Бувье или же речь идет о рискованных инвестициях в искусство, которые на данном этапе себя не оправдали.

Высказываются различные версии относительно того, зачем Дмитрий Рыболовлев распродает коллекцию именно теперь. В частности, вспоминают о том, что миллиардеру необходимо расплатиться с бывшей женой согласно мировому соглашению между ними об условиях развода и раздела имущества. Вполне возможно и то, что после скандала и судебной тяжбы с Бувье Рыболовлев просто охладел к коллекционированию и хочет избавиться от собрания. Пока ясно одно: делает он это себе в убыток.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности
22.12.2021
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+