18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Панамское досье» раскрывает тайны мира искусства

Из попавших в руки журналистов документов стало известно, кому на самом деле принадлежит «незаконно приобретенное» полотно Амедео Модильяни, как британский миллиардер обеспечивал гарантию аукциона, а также об офшорных сделках коллекционеров искусства.

Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) по оказавшимся у него в результате утечки документам панамской компании Mossack Fonseca выяснил, что картина Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью» (1918) принадлежит семье арт-дилеров Нахмад, отрицавшей этот факт. О праве собственности на полотно заявляет правнук Оскара Штеттинера, еврейского галериста, коллекцию которого изъяли нацисты.

Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью» (1918)
Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью» (1918)

Как сообщает ICIJ, Нахмады приобрели работу в 1996 году на июньских лондонских торгах Christie’s за £2 млн. В ноябре 2008 года они попытались продать ее с эстимейтом в $18–25 млн на нью-йоркском аукционе Sotheby’s, однако предложений на картину не поступило.

В 2011 году правнук Оскара Штеттинера Филипп Местраччи подал в Федеральный суд США иск против Нахмадов с требованием вернуть работу Модильяни, однако отозвал его после того, как семья арт-дилеров заявила о том, что картина принадлежит не им, а компании International Art Center.

Согласно судебным документам, тремя годами позднее, в феврале 2014 года, управляющий активами Штеттинера вновь подал в суд на Нахмадов, утверждая, что International Art Center — это панамская компания-пустышка, «являющаяся альтер эго Дэвида Нахмада и других членов семьи Нахмад». «На заседании Федерального суда Нью-Йорка Нахмады настаивали на том, что семья не владеет картинами Модильяни», пишет ICIJ.

Опубликованные документы Mossack Fonseca, впрочем, свидетельствуют о том, что «семья Нахмад контролировала панамскую International Art Center на протяжении более двух десятков лет, а глава семьи Дэвид Нахмад является единственным владельцем компании с 2014 года», сообщает ICIJ. Mossack Fonseca, согласно документам, учредила International Art Center для Нахмадов в 1995 году.

Когда ICIJ связался с юристом Дэвида Нахмада Ричардом Голубом, предоставив ему документы, подтверждающие, что Нахмады владеют International Art Center (IAC), он заявил: «Не важно, кто владеет IAC. Важно, в чем заключается предмет настоящего судебного спора и удастся ли истцу доказать что-либо».

Аукцион семьи Ганц

Благодаря ICIJ также стала известна новая информация об аукционе искусства модернизма, устроенном Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1997 года. На нем были представлены работы из собрания Виктора и Салли Ганц, в том числе полотна Пабло Пикассо, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и многих других. Как пишет ICIJ, аукцион, собравший рекордные $206,5 млн, «стал вехой на пути превращения произведений искусства в товар мирового значения».

Салли и Виктор Ганц / 3rosasrosas.wordpress.com
Салли и Виктор Ганц / 3rosasrosas.wordpress.com

Документы Mossack Fonseca доказывают, что многие ключевые работы из коллекции Ганцев были проданы за полгода до аукциона Christie’s компании под названием Simsbury International Corp, зарегистрированной на тихоокеанском острове Ниуэ и находившейся под управлением Mossack Fonseca. Согласно информации ICIJ, Simsbury приобрела картины за $168 млн у компании Spink & Son —лондонского аукционного дома, которым тогда владел Christie’s.

Simsbury контролировал британский миллиардер Джозеф Льюис, который на тот момент был самым богатым человеком Англии и одним из крупнейших акционеров Christie’s. По условиям этой сделки принадлежавшие Simsbury работы должны были быть выставлены на продажу на Christie’s как часть коллекции Ганцев; если бы они собрали больше, чем за них заплатила Simsbury, то Льюис и Spink & Son поделили бы разницу, пишет ICIJ.

Семья Ганцев и Льюис отказались дать ICIJ какие-либо комментарии в связи с этой информацией.

Агенты в мире искусства

Также ICIJ подробно пишет об офшорных сделках крупнейших коллекционеров искусства. В архивах Mossack Fonseca упоминается столько произведений искусства, «что их хватило бы на небольшой музей».

Чэнь Дуншен — основатель и председатель China Guardian, крупнейшего в мире аукционного дома после Sotheby’s и Christie’s, а также муж внучки Мао Цзэдуна — оказался одним из многих китайских политиков и бизнесменов, которые перевели свои активы в офшоры. Он единственный собственник и директор компании Keen Best International Limited, которую Mossack Fonseca зарегистрировала на Британских Виргинских островах в 2011 году.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
3
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
4
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
5
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+