18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники против Трампа и ксенофобии

Международный проект «Руки прочь от нашей революции!» объединяет все больше сторонников среди художников, арт-критиков и руководителей музеев

Похоже, этот год действительно станет революционным для мирового искусства. Вместе с открытием выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции 1917 года, арт-сообщество развернуло грандиозную кампанию против правого популизма вообще и политики президента США Дональда Трампа в частности. К художественной акции «Руки прочь от нашей революции!» уже присоединилось более 200 влиятельных художников, арт-критиков, руководителей музеев.

О главной цели стартовавшей 16 февраля кампании сообщается на ее интернет-странице на десяти языках. «Мы — глобальная коалиция, утверждающая радикальную природу искусства. Мы убеждены, что искусство может помочь в противостоянии нарастающей риторике правого популизма и фашизма и ее все более явных форм — ксенофобии, расизма, сексизма, гомофобии и беззастенчивой нетерпимости. <...> Свобода и справедливость никогда еще не были столь хрупки и близки к тому, чтобы ускользнуть от нас, как сейчас. Как художники мы обязаны переосмыслить и воссоздать социальные отношения, которые оказались под угрозой право-популистской власти. Наша обязанность — противостоять этому и проявлять солидарность. По-тихому мы не уйдем. Наша задача и потенциальная возможность — с помощью своих собственных форм выражения и общественных пространств вовлечь людей в совместное, наглядное и открытое осмысление и обсуждение идей», — гласит манифест проекта (стиль и орфография авторов сохранены).

Объединил арт-сообщество живущий между Берлином и Лондоном художник, профессор Гамбургского университета искусств Адам Блумберг. В своем комментарии британской газете Guardian он отметил, что первые выставки современного искусства, в которых художники смогут в любых формах выразить свою резко критическую позицию, откроются в марте. По его словам, их география «не будет ограничена США и Европой, но дойдет до Мексики и Нигерии». Список тех, кто уже включился в протестное движение, доступен на сайте: это художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер, Мэтью Барни, Эд Руша, Тасита Дин, арт-критик Розалинда Краусс, директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик, директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис и многие другие.

Среди них и Аниш Капур, который недавно пожертвовал полученную им премию Genesis на привлечение внимания к проблемам беженцев. В начале февраля художник, переиначив Бойса, создал работу «Я люблю Америку, но Америка не любит меня», в которой выразил протест против миграционной политики Дональда Трампа. Он предложил всем подключиться к этому начинанию и «использовать работу Йозефа Бойса как инструмент социальных изменений», чтобы продемонстировать свое негативное отношение к ксенофобии.

Вступить в арт-коалицию «Руки прочь от революции» может каждый, заполнив форму и указав, какими свободами он дорожит и как может помочь движению. На страницах проекта в соцсетях его участники отслеживают последние события, связанные с притеснением свобод художников, а также организуют или поддерживают акции против ксенофобии и расизма в искусстве. Так, совсем недавно сотрудники Музея Дэвиса в Массачусетсе убрали из залов все работы иммигрантов в качестве протеста против введенного Трампом временного запрета на въезд в США для беженцев и иммигрантов из ряда стран, а отсутствующие картины, среди которых пейзажи переехавшего в Америку из Лондона художника XIX века Томаса Коула, работы абстракциониста русского происхождения Ильи Болотовского и современной художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты, заменили табличками «Сделано иммигрантом».

Активисты арт-революции также вспоминают о расследовании в Южной Корее, раскрывшем «черный список» художников, неугодных властям и не рекомендованных для госфинансирования, куда вошло 9473 имени. Упоминаются и другие похожие акции, например январский перформанс актера Шайи Лабафа в нью-йоркском Музее движущегося изображения. По замыслу автора на протяжении всего президентского срока Трампа к установленной камере, трансляция с которой велась круглосуточно, мог подойти любой желающий и сказать: «Он не разделит нас». Возле камеры начали возникать драки сторонников и противников президента, проект трактовали как политический митинг, после чего актера арестовали. Сейчас он освобожден, и трансляция предполагается уже с новой камеры на стене театра в Альбукерке в штате Нью-Мексико. Пока на ней ничего не видно.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+