18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Тихого океана до Атлантики. В Мюнхене проходит выставка послевоенного искусства

№50
Материал из газеты

Дом искусства подготовил масштабный проект о влиянии Второй мировой на мировоззрение художников всего мира

Вторая мировая война, закончившаяся разгромом Германии и Японии, вызвала такие тектонические сдвиги в мире, что он до сих пор живет в их политических и экономических парадигмах. Очень сильно повлияла война и на искусство. «Писать стихи после Освенцима — это варварство», — заявил немецкий философ Теодор Адорно в 1951-м. Однако творцы, в том числе художники, посчитали иначе — послевоенное искусство не только активно выстраивало новые художественные стратегии, но и возвращалось  к травматической памяти войны. Выставка «Послевоенное искусство. От Тихого океана до Атлантики. 1945–1965» в Доме искусства в Мюнхене представляет панораму искусства обозначенного периода, при этом, по словам Оквуи Энвезора, директора институции и куратора с международным именем, она раздвигает его географические границы и усложняет картину.

Обычно послевоенную ситуацию принято считать биполярной: Европа уступила пальму первенства в искусстве США, а мир разделился на коммунистический и капиталистический лагеря, конкурировавшие в области культуры идеями соцреализма и абстракционизма.

Однако Энвезор считает, что реальность была куда разнообразнее. «Вторая мировая война была глобальной, она затронула и Африку с Азией и Австралией, а не только Европу и Америку. История культуры тоже глобальна. Однако когда вы приходите в западный музей, то видите там европейское или американское искусство. Остальной мир либо отсутствует, либо ютится на задворках экспозиции», — говорит куратор.

Обширный проект (более 350 произведений живописи и скульптуры, инсталляции, видео и перформансы 180 авторов из 50 стран) — первая попытка представить сложную картину послевоенного мира. На искусство серьезно повлияла не только политика, но также технологические вызовы и сложные системы коммуникаций, массовая культура и массмедиа.

Выставка из восьми тематических блоков, помимо работ таких звезд, как Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, включает работы художников из Африки, Азии и с Ближнего Востока. «Все начинается со времени „Ч“, с художников, откликнувшихся на темы войны, холокоста, атомной бомбы», — говорит Энвезор. Как Маруки Ири и Маруки Тоши, на протяжении 30 лет создававшие серии живописных панно с каждодневной фиксацией последствий сброса атомной бомбы на Хиросиму. Здесь же работы Генри Мура, Барнетта Ньюмана, Эдуардо Паолоцци.

Другие блоки посвящены  новым материалам в искусстве, новой концепции человека, борьбе за независимость колониальных стран. «Я не стремился окрасить послевоенное время в мрачные  тона, просто хотелось показать правдивую и полную историю, не обходя ее темных сторон», — поясняет Энвезор, реализовавший этот проект с Ульрихом Вильмесом, куратором Дома искусства, и Кэти Зигель из Художественного музея в Балтиморе. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+