18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Концерт» Челищева в Петербурге

Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером

В течение двух недель картина «Концерт» Павла Челищева будет впервые доступна российскому зрителю — как выясняется, она была приобретена отечественным коллекционером.

«Концерт» — большой холст, написанный Павлом Челищевым в Париже в 1933 году (художник покинул Россию в 1918-м). Год спустя он был куплен британцем Эдвардом Джеймсом, меценатом и коллекционером сюрреалистов. Проведший короткое время в Париже, Джеймс, сам уделявший время поэзии и живописи, познакомился с Полем Элюаром, Анри Бретоном, Сальвадором Дали и вошел в сюрреалистический круг. Журнал сюрреалистов «Минотавр» выходил между 1933 и 1939 годами при его финансовой поддержке, в сотрудничестве с Джеймсом Дали создал знаменитый диван «Губы Мэй Уэст», а Рене Магритт изобразил его в качестве персонажа двух своих картин. С Павлом Челищевым, побывавшим в поместье Джеймса Вест-Дин в Сассексе в 1934 году, коллекционера с тех пор связала долгая и прочная художественная дружба. Помимо «Концерта», он собрал большую коллекцию произведений Челищева (также он покупал работы еще одного сюрреалиста родом из России — Эжена Бермана). «Концерт», где очевидны переклички с «голубым» и «розовым» Пикассо, завершает парижский период творчества Челищева. Позже художник отправился в Америку, которая сделала его всемирно известным мастером, чья «Игра в прятки» украшает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

На торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса» 16 декабря прошлого года было выставлено более 200 лотов. «Концерт» возглавлял список из двух с лишним десятков живописных и графических работ Челищева — все они были проданы с существенным превышением эстимейта. «Концерт», оцененный в £250–350 тыс., ушел за £1385 тыс., то есть в пять раз дороже, установив ценовой рекорд для работ художника.

За последнее время KGallery уже второй раз устраивает показ, заслуживающий музейного названия «выставка одного шедевра». В апреле 2015 года здесь демонстрировалась «Голова крестьянина» Казимира Малевича, также ставшая сенсацией аукционных торгов. Единственный недочет выставки Челищева — экспозиционная подача. В первом зале галереи демонстрируются фотографии, книги и фильм, необходимые публике, почти ничего не знающей о художнике. Второй зал с «Концертом», подсвеченным локально, устроители выставки предпочли заполнить пустыми рамами и музыкальными инструментами вместо строгости и немногословности, которых требует живопись Челищева.

Галереей уже обещана масштабная ретроспектива Павла Челищева, что может свидетельствовать только об одном: кто-то из коллекционеров заинтересовался художником и целенаправленно собирает его, заполняя один из главных пробелов в истории отечественного искусства XX века — так и не случившийся в России сюрреализм.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+