18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тибо де Ройтер: «Я быстро позвонил знакомому художнику и предложил сделать караоке на выставке»

Куратор и художественный критик рассказал о новой выставке Гете-института «Граница» в Галерее искусств Зураба Церетели, ее участниках, в большинстве своем молодых художниках из Центральной Азии

Справка

ДОСЬЕ

Тибо де Ройтер

Куратор, художественный критик, архитектор

С 2001 года живет в Берлине. Разработал новую архитектурную и выставочную концепцию для Музея прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне. С 2006 по 2016 год организовал более десятка выставок по всему миру, в том числе награжденных Премией Нам Джун Пайка, которая вручается в Германии за выдающиеся достижения в области цифрового искусства и digital-арта. Постоянный автор LArchitecture dAujourdhui, artpress.com, Il Giornale dellArchitettura. Автор спецвыпуска журнала ALUAN в Казахстане, посвященного художественной жизни и современному искусству страны. С 2007 года входит в Международную ассоциацию арт-критиков A.I.C.A — France.

Еще…

Третий этаж Галереи искусств Зураба Церетели выглядит так, словно туда выгрузили транспортные ящики, доставленные прямиком из порта. В расставленных по залу контейнерах, как в шкатулках с секретом, прячется актуальное искусство: играет музыка, мигают экраны, светится неон.

Как рассказывает куратор нового проекта Гете-института Тибо де Ройтер, вскоре экспозиция отправится в большое турне по России, Украине, Белоруссии, Закавказью, Германии и Средней Азии, а пока она в Москве. Корреспондент TANR попробовала спеть в мугам-караоке, примерила мусульманские платки с изображением женских причесок, поиграла в игру «Где Казахстан, а где Техас?» и поговорила с куратором.

Тема выставки с названием «Граница» может быть очень широкой. Что вы с Инке Арнс, вашим сокуратором, имели в виду?

Сразу всё! Мы хотели затронуть все аспекты: территорию каждой отдельной страны, границу между Азией и Европой... Это может быть зона комфорта, за которую вы боитесь выйти, культурные и социальные барьеры, ваш мир, отделенный от других.

Мы не могли не затронуть политические темы и говорим о них тоже, но скрыто, потому что я хочу подчеркнуть: это не геополитическая выставка. У нас нет ответов и конкретных посланий, но благодаря этим работам у каждого появится множество собственных вопросов. Мне нравится, когда зритель, оказавшийся на выставке, проводит здесь свое небольшое внутреннее расследование.

То, что из 23 художников 11 — жители бывших советских республик, имеет какое-то значение?

Проект был инициирован Гете-институтом в Москве, у него есть филиалы в странах, входивших в состав СССР. Руководитель проекта Астрид Веге пригласила двух кураторов из Германии и дала нам возможность на протяжении года путешествовать по этим странам и знакомиться там с художниками. Единственное условие: итоговая выставка должна была получиться мобильной, легко перемещаться.

Но как объединить Минск, Владивосток, Душанбе, Петербург, Киев? Советский Союз был самым простым путем. Постсоветские выставки делались уже бессчетное количество раз, причем такими большими профессионалами, как Виктором Мизиано. Но участники таких выставок почти всегда обращаются к прошлому. Мы же хотели смотреть вперед, поэтому и выбирали молодых.

Я успела заметить, что участники выставки часто обращаются к мотивам своей национальной культуры: костюмам, предметам быта, обычаям — одним словом, к корням. В чем же тогда заключается «взгляд в будущее»?

Это может немного расстраивать, но у меня есть ощущение, что будущее этих стран именно такое, «корневное»: уже сейчас оно полностью погружено в национальные традиции.

Люди из этих стран вглядываются в свои истоки, и исследуют национальную идентичность. Многие не хотят выходить «за границы» в формальном и фигуральном смысле. Например, художник из Бишкека в «Квантовой тошноте», преодолевая границы, испытывает почти сартровскую тошноту.

Расскажите, как вы подбирали работы. Художники делали их специально для выставки?

Мы были свободны в выборе. Более половины работ — новые объекты, которые раньше нигде не были показаны. Художникам, у которых не было средств на их создание, оказывал поддержку Гете-институт. При этом для нас не было проблемой взять что-то старое, как, например, видео 1976 года Гамлета Овсепяна.

Посмотрите на эту работу — «Заложники вечности» Умиды Ахмедовой и Олега Карпова. На экране узбекская женщина, подметающая асфальт под дождем. Вначале это выглядит забавно. Но женщина делает это каждый день на протяжении многих часов, потому что по этой дороге ездит президент из своего президентского дворца домой и обратно. У каждого произведения здесь есть веселый метафоричный уровень и есть второй, его главный подтекст и основа.

А экспликации для объяснения всего этого вы не вешаете?

Экспликации будут на больших листах при входе, зритель сможет сам решать, брать их или нет. Некоторые детали мы не раскрывали, так как они были бы слишком политическими и могли вызвать проблемы. Кстати, я не только куратор, но и архитектор выставки.

Как вам пришла идея такого нестандартного расположения?

Использование транспортировочных ящиков отсылает к идее проекта. Где-то они полусобраны, где-то полностью разложены, но всегда взаимодействуют между собой. Произведения должны говорить друг с другом, и если этого не происходит, то куратор просто не выполнил свою задачу. Сейчас мы перед работой Саши Угая из Казахстана, это как раз пример того, когда уточнения не нужны. Пусть зритель сам определит, где здесь снимки Казахстана, а где Техаса. Посмотрите на это фото. Что здесь изображено?

Тату орла на голубом фоне.

Это флаг Казахстана, но территория, забитая голубым, на самом деле – это Техас. Татуировку художник набил себе шесть лет назад в Хьюстоне. Момент игры со зрителем очень важен. Такое надолго запоминается. Люди придут домой, откроют Википедию и хотя бы посмотрят, где находится Азия. Незнание побуждает задавать вопросы.

Вы говорите, что знакомились с художниками во время путешествия, но где именно вы их находили? У вас ведь есть и совсем неизвестные авторы.

В барах! (Смеется.) Давайте лучше поговорим о самих произведениях. В выставке участвует, например, Катя Исаева, ее работа состоит из пиал, выложенных по форме карты Советского Союза. Люди покупали их в Средней Азии, это был самый типичный сувенир, который только можно было привезти оттуда. Художница провела исследование и пришла к выводу, что некоторые из пиал были сделаны в 100 км от Москвы. Так что самое интересное может быть не так далеко, как кажется. Рынок — одно из явлений, разрушающих границы. Например, в iPhone меня всегда забавляет строчка «Designed in California. Assembled in China». Ведь это совершенно политически некорректная фраза!

На выставке много работ, посвященных положению женщины в восточных странах, теме замужества.

Да, я даже называю этот зал «свадебным». У нас есть проект Таус Махачевой, для которого она 19 раз пришла на 19 чужих свадеб без приглашения. Другая художница была в браке со швейцарцем, и для получения визы ей пришлось предъявлять консульской службе личную переписку с женихом. Эту переписку она использовала для работы «Свадебное платье», чтобы продемонстрировать, как государство вторгается в частную жизнь. Но я хочу подчеркнуть: у нас не феминистская выставка, количество художников и художниц на ней одинаковое.

Юмор — особенность творчества молодых восточных художников?

Да, это же прекрасный способ привлечь к себе внимание и надолго запомниться. Мне нравится, когда вещи амбивалентны, когда они поднимают важные вопросы и одновременно смешны.

 А еще я обожаю черный юмор. Кстати, видите газеты на полу? Тоже довольно забавный объект. В нем самым что ни на есть смешным языком обсуждаются весьма серьезные материи: зачем рабочие делают пародии на видеоклипы, как решают проблемы с трудоустройством и даже как бороться с инертными людьми. Художница из Петербурга сделала много работ, посвященных миграции, а для газеты собрала авторов, с которыми обсуждала проблемы мигрантов. Это уже их третий номер, но найти его можно только у нас!

Как же объектом искусства становится караоке?

Путешествуя по Азии, видишь по десять караоке-клубов на каждой улице. Так, Алма-Ата просто переполнена ими. Когда я после этого приехал в Москву и здесь ничего похожего не нашел, у меня был шок. Поэтому я быстро позвонил знакомому художнику и предложил самим сделать себе караоке на выставке. Шутка! (Смеется.)

Фархад Фарзалиев — очень хороший художник, в Музее современного искусства в Баку много его работ. Он придумал мугам-караоке (мугам — традиционное азербайджанское пение, его техника не записывается, навыки устно передаются из поколения в поколение). И это произведение на самом деле ловушка, потому что никто из русских людей этого точно пропеть не сможет.

Продолжаете ли вы сейчас работать архитектором?

В Лондоне скоро откроется моя ироничная музыкальная выставка A Song for Europe. Она будет состоять из 16 песен о Европе, злободневных и смешных, и больших постеров со словами к ним, которые можно будет забирать домой. Я тоже буду ее участником, сыграю на своем лэптопе. Архитектурой я перестал заниматься, пока меня интересует только кураторство. Ведь чтобы сделать такой масштабный проект, как в Москве, нужно минимум два года работы, и это не учитывая поездок.

Выставка инициирована Гете-институтом в Москве и продлится в Галерее искусств Зураба Церетели до 26 февраля. В ее рамках 15 февраля пройдет круглый стол, регистрация по ссылке.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+