18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Все грани творческого простодушия

Наивное искусство давно перестало считаться маргинальным явлением, но серьезные масштабные проекты ему по-прежнему посвящают нечасто. На этот раз Московский музей современного искусства подготовил внушительную выставку из 500 работ c конца XIX до начала XXI века из собственного собрания, Музея русского лубка и наивного искусства, а также частных коллекций. Проект — часть Московского международного фестиваля «Фестнаив», который с 2004 года занимается популяризацией наива «как одного из самых глубоких и одновременно простых для восприятия явлений современного искусства». В экспозиции два раздела. В первом под названием «Простецы vs мудрецы» художники-любители встанут в один ряд с профессионалами, так или иначе испытавшими влияние наива. На примере последних зрителям покажут, как «признанное» искусство обращалось к аутсайдерскому, подпитываясь его образностью и языком.

Среди «мудрецов» — авангардисты Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Роберт Фальк, концептуалисты Сергей Ануфриев и Илья Кабаков, и даже основатель Новой академии Тимур Новиков. Рядом — работы наивных художников, то есть «простецов», получивших признание: хорвата Ивана Генералича, грузина Нико Пиросмани, француза Анри Руссо. Из отечественных самородков сюда включены Елена Волкова, Павел ­Леонов и Катя Медведева. Есть там и художники, которых невозможно с уверенностью отнести ни к «мудрецам», ни к «простецам». Как, например, Натта Конышева, формально профессиональный художник, но по духу близкий наиву. Старшему поколению примитивистов наследует вторая часть выставки — «Сотворение мира» с графикой, живописью и скульптурой современных наи­вистов из России и еще восьми стран ближнего и дальнего зарубежья. Их работы прошли конкурсный отбор в различных номина­циях.

Московский музей современного искусства
Наив, но и…
2 февраля – 1 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+