18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Щелкунчик» в Париже

№50
Материал из газеты

Выставка работ Михаила Шемякина, посвященная знаменитому балету, прошла во Франции

Приуроченная к Рождеству и новогодним праздникам экспозиция разместилась в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли. Здесь можно было увидеть эскизы костюмов и декораций ко всемирно известному балету, а также созданные по мотивам «Щелкунчика» скульптуры, ювелирные изделия и фарфор.

Новая веха в истории многочисленных постановок балета «Щелкунчик» на ведущих мировых сценах началась в 1999 году, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предложил Михаилу Шемякину сделать новый спектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана на музыку Петра Чайковского. В результате художник не только создал эскизы декораций и костюмов, но и стал автором самой постановки в Мариинке 2001 года. Опираясь на либретто и сценарный план балетмейстера Мариуса Петипа, Шемякин придумал новый мир с элементами гротеска, странностями и перевоплощениями. Персонажей «Щелкунчика» художник облачил в невероятные костюмы и поместил в сказочный, фантастичный декор, где каждая деталь, каждый элемент были продуманы, внимательно отобраны мастером.
Сам художник признавался, что вдохновение он черпал в музыке Чайковского: «Новая интерпретация (Гергиева. — TANR) раскрыла для меня всю мощь этого предсмертного произведения великого композитора, мощь, которая теряется в традиционных постановках, зачастую сводящихся к детским утренникам».

По словам Михаила Шемякина, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух, а также соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского; и в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое».

Михаил Шемякин подготовил огромное количество эскизов костюмов и декораций, зарисовок к балету, мизансцен, движений персонажей, по которым работал хореограф Кирилл Симонов. Позже по этим эскизам художник создал трехмерные изображения персонажей в дереве и полистироле, а также ювелирные изделия и фарфоровые фигурки, ряд которых был представлен на парижской выставке. В частности, в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли можно было увидеть коллекцию авторских украшений из драгоценных камней, металла и цветной эмали по мотивам произведений Шемякина, выпущенную художником совместно с ювелирным домом Sasonko.

Специально к премьере коллекции, состоявшейся осенью 2016 года, ювелирный дом открыл авторские салоны художника в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке также была показана скульптура Михаила Шемякина из фарфора, выполненная в мастерских легендарного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+