18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фотошоп и живопись в работах Семена Файбисовича

№50
Материал из газеты

Две новые серии знаменитого фотореалиста в Музее Москвы

Художник, проживший в Москве больше 60 лет, имеет право на притяжательное местоимение. Это его город, в котором он не отделяет свое от общего, интимное от публичного. Две новые серии Семена Файбисовича (р. 1949) — «Мой двор» и «Казанский В» — соединяют устойчивые понятия. Московский двор — это и поленовский зеленый оазис, и булгаковский инфернальный колодец, и квадратное пространство в спальном районе, жестко поделенное его обитателями. Казанский вокзал — сосредоточение вселенской суеты, железнодорожные ворота в Россию и узкое горлышко обратно в столицу.
В 1980-е художник в своих фотореалистических картинах, как в знаменитых «Солдатах», ловил уходящую советскую натуру. С 1995-го по 2007-й занимался литературой, снимал видео. Возвращение к живописи объяснил интересом к спектаклю глянца, который пришел на смену театру «совка». «Мой двор» и «Казанский В» созданы на стыке мобилографии, фотошопа и живописи.

Эскиз картины создается щелчком мобильника. Важно поймать момент: кровельщики перекладывают крышу во дворе, тетки-челноки с баулами едят мороженое на привале. Обработка изображения необходима не только для того, чтобы развернуть сюжет до формата полотна. Наверное, в этот момент художник обдумывает образное решение: гасит свет в одних окнах многоэтажек и зажигает в других, делает одного кровельщика оранжевым пятном, чтобы оставить в тени другого. И наконец, живописная финишная доводка как игра найденными образами. Свежая крыша, сияющая синим, отражает зависшие над двором тяжелые тучи. На вокзальных «челночницах» одинаковые джинсы: чем торгуем, то и носим. Захолустный двор, заставленный строительной техникой, вдруг расцвечивается снегом, как хижины на японских гравюрах.

«Меня возбуждает жизнь, а не искусство. Эти два цикла в каких-то смыслах крайние в спектре моих высказываний о Москве, а в каких-то — близкие друг другу: жизнь, которая все время у тебя под боком и перед носом, которую годами наблюдаешь и изучаешь», — комментирует свои  картины художник. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+