Музей русской иконы отметил десятилетие

Московский частный Музей русской иконы подготовил к юбилею выставку «Новые открытия русской иконописи», показав почти 100 произведений, никогда не публиковавшихся, недавно раскрытых или отреставрированных

Фото: Музей русской иконы
Фото: Музей русской иконы

Трудно поверить, что музей, ныне хранящий более 4,5 тыс. произведений (из них 1 тыс. икон), устраивающий выставки совместно с Третьяковской галереей и издающий книги, начинался десять лет назад с зала в бизнес-центре «Верейская плаза».

Основатель музея Михаил Абрамов начал коллекционировать иконы в начале 2000-х годов, сразу предполагая показывать их публике. В 2010 году музей получил здание на Гончарной улице, на исторической Швивой горке.

К этому времени сформировалась и еще одна миссия музея — возвращать утраченное страной наследие. На средства Михаила Абрамова неоднократно выкупались из зарубежных коллекций иконы, когда-то незаконно вывезенные из России, — сейчас они возвращены в музеи и храмы.

«Десять лет назад я не понимал до конца, во что ввязываюсь, — сказал на открытии юбилейной выставки Михаил Абрамов, — и что такое частный музей в нашей стране. Сейчас, когда мы добились признания и стали авторитетными, уже проще».

За прошедшие годы музей, имея в штате 10 человек, организовал более 20 выставочных проектов, в том числе международных, выпустил два десятка книг. Посещаемость музея выросла до 25 тыс. человек в год.

Открывшаяся в день юбилея выставка — это почти 100 произведений русского религиозного искусства XV — начала ХХ века, которые зрители очень давно или никогда не видели. Например, это икона 1640-х годов «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах», некогда украденная из филиала Ярославского государственного музея-заповедника, которая спустя 20 лет нашлась в частной итальянской коллекции и была выкуплена на средства Музея русской иконы.

Среди экспонатов есть деисусный чин второй четверти XV века новгородской школы из собрания Третьяковской галереи, который никогда еще не выставлялся целиком, или резной горельеф из перламутра, сделанный мастерами Вифлеема и преподнесенный в начале ХХ века королю Сербии Александру I (сейчас в российской частной коллекции), или только что возрожденная реставраторами ГосНИИРа икона «Огненное восхождение пророка Илии» 1470-х годов. Выставка открыта до 26 марта.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+