Иконы в трех поколениях

Московская школа, «Богоявление», 2 половина XV века
«Спас Вседержитель», 1 треть – 2 четверть XVI века
«Чудо Георгия о змие», XIV век
«Великомученик Никита, побивающий беса», XV век
«Богоматерь Одигитрия», XVI век
Московская школа, «Богоявление», 2 половина XV века
«Спас Вседержитель», 1 треть – 2 четверть XVI века
«Чудо Георгия о змие», XIV век
«Великомученик Никита, побивающий беса», XV век
«Богоматерь Одигитрия», XVI век

В Музее русской иконы идет выставка икон из легендарного собрания Воробьевых, существующего уже более полувека и созданного тремя поколениями одной семьи.

На выставке «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых» коллекция икон Воробьевых впервые представлена в полном объеме, вместе с прекрасным собранием резной скульптуры и городецких прялочных донец.

По словам основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, эта экспозиция станет первой в серии монографических выставок собраний отдельных коллекционеров, планирующейся в музее.

История коллекционирования икон в России — процесс нелинейный. Следы взлета интереса к иконописи в начале XX века, когда создавались собрания Ильи Остроухова и художников Серебряного века, мы видим сегодня в коллекциях государственных музеев. Потом перерыв на полвека — и в 1960-е годы творческая интеллигенция (только теперь уже советская) стала открывать для себя русскую икону.

Встреча в конце 1950-х годов с Павлом Кориным и впечатление от его домашнего собрания икон в особняке на Малой Пироговской подтолкнули художника Николая Воробьева к созданию собственной коллекции. В первые годы своего существования (1962–1963) она пополнялась и иконами XVII–XIX веков, но постепенно они уступили место более ранним произведениям: пристрастия коллекционера и его сына Сергея, присоединившегося к отцу, были связаны с периодом XIV–XVI столетий. Иконы в коллекции Воробьевых, не обращавшихся к дилерам, а полагавшихся на собственные знания и чутье, появлялись, как и у большинства советских собирателей, в основном путем обмена, продажи были редки, да в то время и небезопасны. Профессиональный, коллекционерский и общественный авторитет Николая Воробьева в значительной степени помог организовать ставшую легендарной выставку икон из частных собраний в Музее Андрея Рублева (1974) — первую в советское время. Тогда же ведущая роль в пополнении коллекции переходит к Сергею Воробьеву, художнику и реставратору.

На выставке сразу притягивает взгляд «Богоявление» второй половины XV века работы мастера московской школы — с лаконичной иконографией и сдержанной цветовой гаммой, где завораживают голубизной воды Иордана. Она интересна еще и тем, что является уникальным примером расположения авторской подписи не на полях, не в нижней части средника, а непосредственно внутри сюжета, практически в центре иконы. Судя по всему, неизвестный нам автор, в творчестве которого прослеживается влияние Рублева и Дионисия, понимал значимость своей работы.

Вторая доминанта экспозиции — и по художественным достоинствам, и по размеру — «Спас Вседержитель» (первая треть — вторая четверть XVI века), в которой прослеживается связь с рублевской художественной традицией, сразу вызывая в памяти знаменитый «Спас» Звенигородского чина из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Среди других икон, которые сам Сергей Воробьев особо отмечает в своей коллекции — «Чудо Георгия о змие» XIV века (отличной сохранности, сходное по иконографии с образами из собраний Русского музея и Третьяковской галереи) с Георгием на прекрасном черно-зеленом коне и спасенной девушкой, уводящей на собственном поясе послушного, «аки овца», змия в город; нежная и поэтичная «Богоматерь Умиление (Ярославская)» XV века (эта икона, наряду с «Великомучеником Никитой, побивающим беса» XV века, задала временные рамки создававшейся в 1960-е годы коллекции); редкой сохранности «Богоматерь Одигитрия» XVI века на зеленом облачном фоне, лик которой, по словам коллекционера, может отразить все, что происходит с тем, кто живет рядом с этим образом: и плохое, и хорошее.

Организаторам выставки удалось и частично реконструировать коллекцию Воробьевых в том виде, в котором она существовала в прошлые годы, включив в экспозицию иконы, в силу различных обстоятельств перешедшие к другим владельцам, среди которых Олег Тарасов, Александр Липницкий, Гари Татинцян, Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Музей русской иконы
До 15 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+