На родину вернулась похищенная в 1990-х икона XVII века

Фото предоставлено Музеем Русской иконы
Фото: предоставлено Музеем Русской иконы

Сегодня в Россию вернулась похищенная более десяти лет назад, в 1995 году, икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» 1640-х годов. Икона была украдена из филиала Ярославского государственного музея-заповедника — церкви Николы Надеина в Ярославле. Все это время вещь была в розыске, однако ее местонахождение оставалось неизвестным. В этом году научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян обнаружил икону в одной из итальянских частных коллекций и обратился в частный Музей русской иконы, ранее выкупавший похищенные предметы для возвращения на родину. Музей взял на себя переговоры с владельцем и выкуп иконы и на этот раз. Конфискация иконы была невозможна, поскольку по прошествии времени владелец считался добросовестным приобретателем иконы, не скрывавшим ее наличие в своей коллекции.

Фото предоставлено Музеем Русской иконы
Фото: предоставлено Музеем Русской иконы

«Уникальность иконы, — рассказала нашей газете заместитель директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская, — во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине. В этой иконе мы видим архаизирующие приемы, которые восходят к позднему XVI веку, и уже нарастающий ярославский стиль. Эта вещь показательна и как точка отсчета: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений».

По словам директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.

«По получении иконы мы в стенах нашего музея соберем расширенный реставрационный совет с привлечением ученых из Реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, из ГосНИИРа, из других музеев. Сообща мы придем к решению, потребуется ли подготовка для экспонирования иконы. Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов уже дал согласие взять на себя расходы по реставрации в том случае, если она потребуется», — рассказал Николай Задорожный.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+