18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На родину вернулась похищенная в 1990-х икона XVII века

Сегодня в Россию вернулась похищенная более десяти лет назад, в 1995 году, икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» 1640-х годов. Икона была украдена из филиала Ярославского государственного музея-заповедника — церкви Николы Надеина в Ярославле. Все это время вещь была в розыске, однако ее местонахождение оставалось неизвестным. В этом году научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян обнаружил икону в одной из итальянских частных коллекций и обратился в частный Музей русской иконы, ранее выкупавший похищенные предметы для возвращения на родину. Музей взял на себя переговоры с владельцем и выкуп иконы и на этот раз. Конфискация иконы была невозможна, поскольку по прошествии времени владелец считался добросовестным приобретателем иконы, не скрывавшим ее наличие в своей коллекции.

«Уникальность иконы, — рассказала нашей газете заместитель директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская, — во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине. В этой иконе мы видим архаизирующие приемы, которые восходят к позднему XVI веку, и уже нарастающий ярославский стиль. Эта вещь показательна и как точка отсчета: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений».

По словам директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.

«По получении иконы мы в стенах нашего музея соберем расширенный реставрационный совет с привлечением ученых из Реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, из ГосНИИРа, из других музеев. Сообща мы придем к решению, потребуется ли подготовка для экспонирования иконы. Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов уже дал согласие взять на себя расходы по реставрации в том случае, если она потребуется», — рассказал Николай Задорожный.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+