18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На родину вернулась похищенная в 1990-х икона XVII века

Сегодня в Россию вернулась похищенная более десяти лет назад, в 1995 году, икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» 1640-х годов. Икона была украдена из филиала Ярославского государственного музея-заповедника — церкви Николы Надеина в Ярославле. Все это время вещь была в розыске, однако ее местонахождение оставалось неизвестным. В этом году научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян обнаружил икону в одной из итальянских частных коллекций и обратился в частный Музей русской иконы, ранее выкупавший похищенные предметы для возвращения на родину. Музей взял на себя переговоры с владельцем и выкуп иконы и на этот раз. Конфискация иконы была невозможна, поскольку по прошествии времени владелец считался добросовестным приобретателем иконы, не скрывавшим ее наличие в своей коллекции.

«Уникальность иконы, — рассказала нашей газете заместитель директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская, — во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине. В этой иконе мы видим архаизирующие приемы, которые восходят к позднему XVI веку, и уже нарастающий ярославский стиль. Эта вещь показательна и как точка отсчета: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений».

По словам директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.

«По получении иконы мы в стенах нашего музея соберем расширенный реставрационный совет с привлечением ученых из Реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, из ГосНИИРа, из других музеев. Сообща мы придем к решению, потребуется ли подготовка для экспонирования иконы. Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов уже дал согласие взять на себя расходы по реставрации в том случае, если она потребуется», — рассказал Николай Задорожный.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+