18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

На родину вернулась похищенная в 1990-х икона XVII века

Сегодня в Россию вернулась похищенная более десяти лет назад, в 1995 году, икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» 1640-х годов. Икона была украдена из филиала Ярославского государственного музея-заповедника — церкви Николы Надеина в Ярославле. Все это время вещь была в розыске, однако ее местонахождение оставалось неизвестным. В этом году научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян обнаружил икону в одной из итальянских частных коллекций и обратился в частный Музей русской иконы, ранее выкупавший похищенные предметы для возвращения на родину. Музей взял на себя переговоры с владельцем и выкуп иконы и на этот раз. Конфискация иконы была невозможна, поскольку по прошествии времени владелец считался добросовестным приобретателем иконы, не скрывавшим ее наличие в своей коллекции.

«Уникальность иконы, — рассказала нашей газете заместитель директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская, — во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине. В этой иконе мы видим архаизирующие приемы, которые восходят к позднему XVI веку, и уже нарастающий ярославский стиль. Эта вещь показательна и как точка отсчета: она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени. Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений».

По словам директора Музея русской иконы Николая Задорожного, сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.

«По получении иконы мы в стенах нашего музея соберем расширенный реставрационный совет с привлечением ученых из Реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, из ГосНИИРа, из других музеев. Сообща мы придем к решению, потребуется ли подготовка для экспонирования иконы. Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов уже дал согласие взять на себя расходы по реставрации в том случае, если она потребуется», — рассказал Николай Задорожный.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+