18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Кризис не для всех: итоги года на арт-рынке в России

№49
Материал из газеты

Антиквары продолжают оплакивать безвременно ушедшие цены 1990-х и особенно 2000-х, на рынке современного искусства дела обстоят неплохо, а букинисты и вовсе устанавливают аукционные рекорды

Отечественный рынок искусства переживает не лучшие времена: после бурного роста 1990-х и «тучных» 2000-х наблюдается спад. Это объясняется как экономическими причинами — общим снижением покупательной способности в России, так и психологическими факторами — неуверенностью в завтрашнем дне в среде бизнес-элиты.

Особенно тяжело приходится торговцам антиквариатом и живописью XIX–ХХ веков, они до сих пор находятся под впечатлением высоких цен и стабильного спроса, характерного для периода «русского бума». Им сложнее всего осознать, что возврата в прошлое, скорее всего, не будет и ценообразование на внутреннем рынке неизбежно будет пересмотрено.
Кстати, переоценка произведений русского искусства на международном рынке уже случилась — каталоги русских торгов стали тоньше, эстимейты ниже, и выручка аукционных домов сократилась минимум в два раза.

Справка

Как арт-рынок пытались отрегулировать в 2016 году

Взлеты и падения отечественного арт-рынка на протяжении всего года сопровождались активным обсуждением законодательных инициатив, которые призваны урегулировать торговлю искусством в России. Так, в феврале отечественные антиквары и арт-дилеры были взбудоражены законопроектом «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», который разработал Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ. В соответствии с законопроектом предлагалось обязать регистрировать все «ценности» старше 70 лет в специально созданном реестре и получать на каждый предмет паспорт с экспертизой, без которого в случае принятия закона будет невозможно распоряжаться имуществом. Кроме того, планировалось ввести «стандарт экспертизы» и обязательное страхование экспертов. В результате активного обсуждения в прессе стало известно, что в прежнем виде проект закона рассмотрен не будет, однако полностью от инициативы не отказались. После широкого общественного резонанса авторы законопроекта обещали учесть мнение членов художественного сообщества и участников арт-бизнеса при подготовке нового документа.

Осенью арт-рынок сосредоточился на обсуждении законопроекта о ввозе и вывозе культурных ценностей, когда в рамках Российского антикварного салона состоялась встреча, посвященная правовым аспектам торговли произведениями искусства. Представитель Министерства культуры РФ, антиквар Михаил Перченко сообщил о том, что ведомство одобряет основную идею закона, согласно которому национальное достояние РФ вывозить запрещено независимо от возраста предметов, а все остальное можно — и без пошлины. Те же аспекты обсуждались в ноябре в Государственном Эрмитаже на конференции «Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей: актуальные проблемыучастников арт-рынка»

Еще…

На внутреннем рынке главным подтверждением упадка стали итоги двух последних Российских антикварных салонов в Центральном доме художника в Москве. Если весенний прошел просто вяло, то осенний претендует на звание худшего в истории ярмарки: на этот раз огромной редкостью были не только сделки, но даже посетители.

Одним из тех немногих, кто остался доволен его результатами, был Юрий Тюхтин, владелец галереи и аукционного дома «Совком», который признался, что ему удалось «отбить» участие в Салоне: «Надо просто идти на компромиссы по ценам, завтра будет все еще дешевле, и не все это понимают».

Впрочем, сегмент советской живописи и искусства ХХ века просел меньше всего. Это подтверждается и результатами торгов «Совкома»: их самой дорогой аукционной продажей года стал уход картины Гелия Коржева «Полка» в октябре 2016 года за $330 тыс. (примерно 21 млн руб.).

Как интересную тенденцию уходящего года можно обозначить успех первого Российского форума коллекционеров в том же ЦДХ в сентябре. Новый выставочный проект объединил 50 частных и музейных собраний самого разного толка: антиквариат и современное искусство, исторические костюмы, ретроавтомобили, коллекционные монеты и боны, открытки, марки и старинные фотографии. По словам директора ЦДХ Василия Бычкова, эта выставка преимущественно некоммерческая, однако примерно 10% участников на своих стендах предлагают приобрести что-то из экспонатов. Судя по всему, такой формат сейчас является более выигрышным, так как способствует популяризации коллекционирования, предлагает максимально разнообразный ассортимент и ориентирован на широкую аудиторию. Нельзя не отметить укрепление позиций букинистов и, если говорить шире, продавцов «старой бумаги». Именно они сейчас являются лидерами оте­чественного рынка — эта тенденция наметилась еще в прошлом году, но в 2016-м проявилась более ярко. Показательно, что лучше всего себя чувствуют аукционные дома, работающие со старой книгой и тиражной графикой. Это и старожилы «Империя», «Кабинетъ», «Альбион», «В Никитском», «Антиквариум», и совсем молодой, но очень активный «Литфонд», отделившийся от аукционного дома «В Никитском» в конце 2015 года. Самым заметным событием торгов «Литфонда» в 2016 году стала продажа экземпляра единственного прижизненного издания поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора за 18 млн руб., в 12 раз выше стартовой цены в 1,5 млн руб. Тогда был побит рекорд продаж аукционного книжного рынка России. Цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, неуклонно растут, в отличие от цен на произведения русских и советских художников (особенно второго и третьего ряда и проходных работ классиков).

Возможно, не последнюю роль играет и то, что именно букинисты активно используют современные формы торговли: объем продаж увеличился за счет интернет-покупок. В начале 2016 года состоялась презентация онлайн-аукциона «Артлот 24», его запустил известный петербургский антиквар Михаил Суслов. «Артлот 24» действует по принципу известного аукциона eBay: предметы разделены на 11 категорий — от живописи до винтажной бижутерии; торги идут круглосуточно; покупатель видит время, оставшееся до окончания торгов по каждому предмету, и текущую ставку.

Значительно живее выглядит ситуация на отечественном рынке современного искусства. Возможно, главная заслуга в этом принадлежит аукциону Vladey, основанному галеристом Владимиром Овчаренко, который, благодаря своему монопольному положению, сейчас фактически формирует тренды в сфере современного искусства на внутреннем рынке. В ноябре 2016 года Vladey провел торги «Всё по 100», в ходе которых были проданы все предложенные лоты. Общий объем продаж составил €207 тыс.

Еще один трендсеттер в области современного искусства — единственная в России международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в очередной раз прошла в сентябре 2016 года. Ее итоги свидетельствуют об уверенном росте продаж у российских и международных галерей. Cosmoscow поощряет участников ярмарки придерживаться взвешенной ценовой политики, что способствует привлечению новых коллекционеров. В общей сложности ярмарку посетило порядка 16 тыс. человек, что на 14% больше, чем в прошлом году.

Говоря о значимых событиях 2016 года, хочется отметить и появление нового игрока: владелец первого в России частного музея современного искусства Игорь Маркин переформатировал его в торговую площадку Art4.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+