18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Была ли у Рембрандта собственная теория искусства?

В 1997 году Эрнст ван де Ветеринг опубликовал книгу «Рембрандт. Художник за работой», выказав глубокие знания художественной практики живописца, основанные на исследовании в рамках проекта «Рембрандт» (Rembrandt Research Project, RRP). А в шестом томе подготовленного RRP «Корпуса живописи Рембрандта» (2015) он представил наиболее полный каталог его картин. В книге Rembrandt: The Painter Thinking («Рембрандт: думающий художник») ван де Ветеринг пытается проникнуть в мыслительный процесс великого голландца во время работы над картинами. Была ли у художника своя теория искусства? Или он, как Иоахим фон Зандрарт, в те же годы проживавший в Амстердаме, следовал максиме «придерживайтесь природы, а более никаких правил»?

В поисках ответа на эти вопросы ван де Ветеринг проводит подробный анализ двух главных трактатов по искусству, опубликованных в Нидерландах XVII века. Первый из них — «Книга о художниках» Карела ван Мандера (1604) с главой, посвященной обучению начинающих живописцев («Основы благородного истинного искусства живописи»). Второй — «Введение в искусство живописи» (1678) Самюэла ван Хогстратена. Автор подвергает сомнению толкования трактатов двумя главными современными комментаторами — Хесселем Мидемой и Тейсом Вестстейном, утверждая, что оба они неправильно поняли функцию этих текстов. Они принимали их за учебники для молодых художников, преувеличивая их теоретический характер.

Трудность исследования ван де Ветеринга в том, что Рембрандт нигде не высказывал взглядов на искусство, за исключением знаменитой фразы «de meeste ende natureelste beweechgelickheijt» («самый естественный и выразительный эффект движения») в письме Константейну Хёйгенсу в январе 1639 года. Мы даже не знаем, была ли у него книга ван Мандера — хотя ван де Ветеринг и прав, отмечая, что она содержит множество положений о живописи, которые могли были быть известны Рембрандту, даже если он сам их не разделял.

Ван Хогстратен — ученик Рембрандта, и некоторые моменты описания его технологии он включил в свое «Введение». Однако в какой степени этот текст представляет взгляды Рембрандта (или, напротив, выступает против них), обсуждается давно. Ван де Ветеринг считает, что у Рембрандта не было теоретических взглядов на искусство. Исследователь признает, что главная трудность — само это определение «теории искусства», подразумевающее классицистические академические выкладки. В противоположность этому у Рембрандта был ряд принципов и методов, эволюционировавших на протяжении его творческой жизни, и все они были подчинены определяющему его творчество натурализму.  

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+