18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Была ли у Рембрандта собственная теория искусства?

В 1997 году Эрнст ван де Ветеринг опубликовал книгу «Рембрандт. Художник за работой», выказав глубокие знания художественной практики живописца, основанные на исследовании в рамках проекта «Рембрандт» (Rembrandt Research Project, RRP). А в шестом томе подготовленного RRP «Корпуса живописи Рембрандта» (2015) он представил наиболее полный каталог его картин. В книге Rembrandt: The Painter Thinking («Рембрандт: думающий художник») ван де Ветеринг пытается проникнуть в мыслительный процесс великого голландца во время работы над картинами. Была ли у художника своя теория искусства? Или он, как Иоахим фон Зандрарт, в те же годы проживавший в Амстердаме, следовал максиме «придерживайтесь природы, а более никаких правил»?

В поисках ответа на эти вопросы ван де Ветеринг проводит подробный анализ двух главных трактатов по искусству, опубликованных в Нидерландах XVII века. Первый из них — «Книга о художниках» Карела ван Мандера (1604) с главой, посвященной обучению начинающих живописцев («Основы благородного истинного искусства живописи»). Второй — «Введение в искусство живописи» (1678) Самюэла ван Хогстратена. Автор подвергает сомнению толкования трактатов двумя главными современными комментаторами — Хесселем Мидемой и Тейсом Вестстейном, утверждая, что оба они неправильно поняли функцию этих текстов. Они принимали их за учебники для молодых художников, преувеличивая их теоретический характер.

Трудность исследования ван де Ветеринга в том, что Рембрандт нигде не высказывал взглядов на искусство, за исключением знаменитой фразы «de meeste ende natureelste beweechgelickheijt» («самый естественный и выразительный эффект движения») в письме Константейну Хёйгенсу в январе 1639 года. Мы даже не знаем, была ли у него книга ван Мандера — хотя ван де Ветеринг и прав, отмечая, что она содержит множество положений о живописи, которые могли были быть известны Рембрандту, даже если он сам их не разделял.

Ван Хогстратен — ученик Рембрандта, и некоторые моменты описания его технологии он включил в свое «Введение». Однако в какой степени этот текст представляет взгляды Рембрандта (или, напротив, выступает против них), обсуждается давно. Ван де Ветеринг считает, что у Рембрандта не было теоретических взглядов на искусство. Исследователь признает, что главная трудность — само это определение «теории искусства», подразумевающее классицистические академические выкладки. В противоположность этому у Рембрандта был ряд принципов и методов, эволюционировавших на протяжении его творческой жизни, и все они были подчинены определяющему его творчество натурализму.  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+