18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ГЭС-2 озвучат современные художники

В здании бывшей электростанции на Болотной набережной 20 февраля фонд V–A–C откроет посвященную саунд-арту и экспериментальной музыке выставку «Геометрия настоящего». Под сводами 100-летней давности поселятся звуковые инсталляции и выступят музыканты

Организатор проекта Грета Мавика, сопровождая журналистов в касках по ремонтируемым цехам и залам, рассказывала, что на третьем этаже бывшей электростанции разместят инсталляцию британского художника Джеймса Ричардса, частью которой станут смешные оранжево-розовые граффити, оставленные здесь, как думают сотрудники фонда, рабочими. В большом пространстве второго этажа Жаклин Кийоми Гордон из Лос-Анджелеса покажет танцевальный перформанс. В лифтовой шахте неподалеку расположится работа японского минималиста Кодзо Инада и француза Кристофа Шарля: они установят систему, выдающую музыку снизу и сверху шахты. Рядом будет библиотека. Самый большой зал на первом этаже станет местом для шести работ, среди которых солирует проект норвежки, обладательницы премии Ars Electronica Яны Виндерен. Эта работа, по словам Греты Мавики, «состоит из полевых аудиозаписей и звуков насекомых, которые напоминают какую-то сумасшедшую электронику». С этого же уровня зрители будут слушать концерты, которые начнутся спустя пару дней после открытия выставки. Сами музыканты расположатся на минус первом этаже в своеобразной «оркестровой яме». Любопытным объектом станет работа английского художника Тео Берта. Огромную свето-звуковую инсталляцию в бывшем цехе на первом этаже можно будет увидеть лишь через маленькое окошко, к которому будут подпускать по одному. Зеленый зал по соседству наполнит звучанием Флориан Хекер. Для его фактически театрального замысла потребовалась сцена — немецкий художник создаст к ней объекты и покажет 55-минутный перформанс под композиции из экспериментальной музыки и компьютерного голоса.

Художников отбирали по нескольким критериям. «В произведении должна быть некоего рода архитектура, внутренняя геометрия и — оригинальность. Уильям Басински прекрасен, но играющих в такой технике, как он, сейчас уже много», — пересказывает Грета Мавика слова куратора. В результате определилось 13 художников, которые создадут постоянные объекты, и еще около 50 музыкантов выступят в диалоге с конкретной работой либо с концертом в рамках выставки. Некоторые российские саунд-художники для «Геометрии настоящего» объединились в дуэты: Дмитрий Мазуров сыграет с Василием Степановым (P_SH), солистка KP Transmission и участница группы «Фанни Каплан» Карина Казарян — с Иваном Бушуевым, Сергей Касич — с Алексеем Борисовым. Соло выступят экс-участница группы «Наадя» Мария Теряева и московский саунд-артист Филипп Ильинский. Открывать перформативную программу вместе со Стивеном О’Мейли будет ветеран московского андерграунда, лидер знаменитой тибетскими песнопениями группы Phurpa Алексей Тегин.

Куратором выставки стал Марк Фелл, британский музыкант, участник технодуэта Snd, придерживающийся той простой мысли, что звук может изменить любое помещение, наполнив его собственным настроением. Этим принципом он руководствовался в организации техновечеринок на заброшенных заводах и фабриках Шеффилда. Как признался музыкант, до ГЭС-2 он «никогда не видел ничего подобного», а при первом осмотре даже сравнил ее с храмом. Его взгляды оказались близки фонду V–A–C, которому было важно с помощью саунд-арта придать месту, где в течение сотни лет раздавались лишь звуки машин и агрегатов, современное звучание.

«Геометрия настоящего» — первый проект, которому здание ГЭС предоставлено полностью. Российские и зарубежные участники могли выбрать любое пространство для своих работ (чтобы избежать акустических проблем, проводились звуковые тесты) и использовать, помимо звука, дополнительные медиа.

К выставке подготовлена образовательная программа (уже известно, что приедет Эдуард Артемьев — автор музыки к фильмам Андрея Тарковского), лекции и воркшопы художников и исследователей физических свойств звука. Посещение выставки будет бесплатным, билеты на концерты можно будет купить на сайте.

Выставка пройдет с 20 по 27 февраля, после чего остановленный на время ремонт продолжится, чтобы успеть открыть в срок, к 2019 году, новый музей современного искусства, который появится на бывшей ГЭС-2.

Справка

Дмитрий Мазуров (р. 1982) — композитор и видеохудожник, живущий в Москве. Работает на поле электронной музыки, современной камерной музыки и музыки для кинофильмов. Его музыка может быть описана как мутированная смесь органических и техногенных мотивов, акустического и синтетического звука, структурированных и рандомных паттернов. На художественные интересы Мазурова повлияли как классическое и современное искусство, так и массовая культура.

Василий Степанов (P_SH) — мультидисциплинарный музыкант и визуальный художник, композитор и диджей родом из Москвы. Занимается музыкой и звуком с 1995 года. За этот период ему довелось поработать со множеством российских и иностранных артистов, выпустить несколько релизов, сняться в фильме, дважды принять участие в международном конкурсе нойз-музыки для молодых композиторов Luigi Russolo — Rossana Maggia, поиграть в различных фриджазовых бандах и организовать три выставки картин. Основные отправные положения его искусства — потоки информации, эклектика и комбинирование несовместимого. Участник S A D вместе с Владиславом Добровольским.

В рамках «Геометрии настоящего» Дмитрий Мазуров и Василий Степанов выступят с перформансом в вечерней программе. Это будет их первое совместное выступление.

Алексей Борисов — саундартист, композитор, мультиинструменталист. Участник таких легендарных групп и проектов, как «Центр», «Ночной проспект», «Волга», F.R.U.I.T.S., ASTMA. Сотрудничает со многими музыкантами из разных стран (Alessandro Bosetti, Thomas Buckner, ByZero, Jelena Glazova, Jandek, Kurt Liedwart, Anton Mobin, Anton Nikkila, KK NULL, Andrea Pensado, Philippe Petit, Edgars Rubenis, Ignaz Schick, ::vtol::, Mia Zabelka, Илья Белоруков, Сергей Летов, Пахом, Константин Сухан, Эдита Фил, Юрий Яремчук и многие другие), регулярно выступает на международных фестивалях экспериментальной, электронной и этнической музыки (Avanto 2000, SKIF 2000, Phonotaktik 2002, Sonar 2003, ClubTransmediale 2004, Unsound 2004, 2006, Mutek 2005, Kontrakom 2006, Sonic Circuits 2009–2010, Presences Electronique 2011, Morning Line 2011, Avant Art 2013, MEM 2013, FIMAV 2014). Занимается электроакустикой, свободной импровизацией, участвует в арт-проектах и театральных постановках. Сотрудничает со многими видеохудожниками, режиссерами, поэтами, танцорами, перформерами.

Сергей Касич — экспериментальный электронный музыкант, перформер, саундартист, разработчик интерактивных инсталляций. Автор ряда российских фестивалей экспериментальной электронной музыки и технологических искусств. Окончил с отличием факультет психологии МГУ им. Ломоносова в 2006 году. В 2007–2010 годах был аспирантом лаборатории общей психологии Психологического института Российской академии образования и кафедры психогенетики факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Имеет публикации в области психодиагностики. Инициатор и основной куратор сообществ LoveLiveElectronic (LoLieL.tk) (2008–2011) и SoundArtist.ru (с 2011). C 2005 по 2010 год как независимый композитор посещал студию «Термен-центр» при Московской консерватории. Принимал участие в андерграундных музыкальных проектах «Реактивный параноид» (1997–1999, Севастополь), «Э.Ы.ЦеХ» (1999–2005, Севастополь) и др. В 2010–2012 годах как композитор и саунд-дизайнер участвовал в продюсировании поп-артистов (Витас, Сосо Павлиашвили, Артур Пирожков, группа «Подиум» и др.) и записи музыки для кино. С 2014 года работает с театрами как композитор и саунд-дизайнер. Среди театральных работ — «Лабиринт Шекспира» (режиссеры Филипп Григорян, Юрий Квятковский, Театр наций, 2014), «Норманск» (режиссер Юрий Квятковский, Центр им. Мейерхольда, 2014–2015), «Сван» (режиссер Юрий Квятковский, Центр им. Мейерхольда, репертуар 2015–2017).

В рамках «Геометрии настоящего» Алексей Борисов и Сергей Касич совместно выступят с перформансом в вечерней программе.

Филипп Ильинский (р. 1991) — phalf-аудиохудожник, базирующийся в Москве. Его музыка и аудиоискусство сосредоточены на микро- и макрозвуке и медитативной эстетике. В своих работах Ильинский конструирует замысловатые непрозрачные микро- и макрозвуковые структуры, исследуя взаимосвязь между природой и синтезом звука, а также границы его восприятия внимательным слушателем. Ильинский часто выступает как диджей, и его сеты могут быть эклектичными в диапазоне от флуксус-техно до кислотного пуантилизма, от нестабильного хауса до нойз-рейва.

В рамках «Геометрии настоящего» Филипп Ильинский создаст звуковую инсталляцию в одном из помещений ГЭС-2.

Алексей Тегин — легенда и ветеран московского андерграунда. Он начал свои художественные эксперименты еще в 1980-х, одним из первых в стране исследовал индастриал и близкие ему жанры, в заброшенном помещении в Фалеевском переулке вместе с Владимиром Епифанцевым основал «Фабрику кардинального искусства» и, наконец, собрал группу-хор Phurpa, исполняющую тибетские ритуалы традиции бон. Тегин на сегодняшний день работает и творит уже не только в России и не только в подполье: в последнее время Phurpa активно гастролирует по именитым музыкальным и театральным фестивалям мира.

В рамках «Геометрии настоящего» Алексей Тегин выступит в главном помещении ГЭС-2 вместе со Стивеном О’Мейли, легендарным основателем дрон-группы SUN O))).

Карина Казарян. «Lo-fi-индастриал, агрессивный иллбиент и интеллектуальный нойз» — такими словами Карина Казарян описывает свои туманные, зернистые, психоделические творения. Родившаяся в Грузии в 1988 году, она провела все свое детство на дремучей окраине сибирского города Омска, который оказал на нее огромное влияние. Будь то сольные записи в рамках KP Transmission или сотрудничество с сестрой Люси Казарян и Дианой Буркот в нойз-группе «Фанни Каплан», творчество Карины звучит сумрачно, хтонично и оставляет после себя смутное чувство тревоги. Визуальный компонент KP Transmission крайне важен: безыскусное неотредактированное любительское видео, снятое одним планом, играет особую роль в создании нарратива «визуального блюза».

В рамках «Геометрии настоящего» Карина Казарян выступит в программе вечерних перформансов с Иваном Бушуевым. Это будет их первое совместное выступление.

Мария Теряева — экспериментальная группа из одной девушки. Многослойный звук и смелый подход к инструментам. Известная больше как гитаристка, Мария Теряева, став участницей Red Bull Music Academy 2015, увлеклась модульными синтезаторами. Она ушла из известной инди-группы «Наадя», чтобы записать первый сольный альбом на одном из самых необычных по звучанию синтезаторов — Buchla. Ее же инструментальный проект «Дуб и просто дерево» никуда не делся, просто его название плавно перетекло в ее имя. Первое сольное выступление состоялось на главной сцене авангардного фестиваля Fields. Второе — в Париже в галерее La Gaite Lyrique совместно с Николя Годеном (Air) и Летицией Садьер (Stereolab) в рамках RBMA 2015. Также в 2015 году Теряева была финалисткой конкурса гитаристок Gibson и группы «Мумий Тролль».

В рамках «Геометрии настоящего» Мария Теряева создаст звуковую инсталляцию, которая будет встречать посетителей ГЭС-2.

Еще…
Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+