18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сай Твомбли. За что ругали, за то теперь и любят

№49
Материал из газеты

Ранние серии художника стали его главными хитами

Сай Твомбли (1928–2011) сегодня признан классиком послевоенного абстракционизма, и невозможно поверить, что когда-то его работы не были приняты ни критикой, ни коллегами по цеху. Конкретно речь идет о живописном цикле «Девять бесед о Коммоде» (1963), выставленном в 1964 году в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке. Среди критиков был и минималист Дональд Джадд. «Какие-то брызги, капли и карандашные каракули, не имеющие никакого отношения к живописи», — так отозвался он тогда о работах Твомбли.

В эссе для каталога нынешней ретроспективы Твомбли в Париже директор Национальной портретной галереи в Лондоне Николас Каллинан высказывает предположение, что негативная оценка той выставки была шовинистической реакцией на экспорт искусства из «старушки Европы». Даже Кастелли, арт-дилер Твомбли, признавался, что эта серия была слишком «европеизированной и утонченной». Сегодня же «Девять бесед» ценятся именно за свою европейскую утонченность и в то же время американский напор. Не стоит забывать, что Твомбли был плоть от плоти американского послевоенного экспрессионизма, несмотря на то что позже от него дистанцировался. Серия посвящена убийству древнеримского императора Коммода в 192 году и свидетельствует об интересе Твомбли к истории Рима, куда он переехал жить в 1957 году. Интересно, что художник начал работу над ней сразу после убийства Джона Кеннеди и что во всех его работах  этого периода преобладают тревожные кроваво-красные цвета.

Теперь, спустя полвека, «Девять бесед» с двумя другими сериями Твомбли заняла главное место на выставке. Десятичастная серия «50 дней в Илиаме» (1978, Художественный музей, Филадельфия) и серия «Коронация Сесостриса» (2000, коллекция Франсуа Пино) тоже отсылают к древности: первая — к Троянской войне, вторая — к истории египетского фараона, упомянутого Геродотом. И хотя созданы они в разное время, их объединяет то, за что живопись Твомбли ценится сегодня музеями и коллекционерами, — за мощную экспрессию и одновременно утонченность. Всего на выставке 140 работ разных лет: 80 картин, 30 рисунков и 20 скульптур. 

Центр Жоржа Помпиду
Сай Твомбли

До 24 апреля 2017

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+