18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Итальянские свет и шум укрепили по-японски

После полугода, проведенного в реставрационной мастерской, в постоянную экспозицию Художественного музея (Кунстхауса) Цюриха вернулась знаменитая работа итальянского футуриста Джакомо Баллы «Автомобиль: скорость, свет, шум» (около 1913).

Обеспокоенность состоянием этого почти черно-белого полотна, много лет провисевшего в залах, заставила сотрудников музея убрать его в запасник. По словам реставратора Виолы Мекель, краска начала отходить от холста, а на некоторых «крошечных участках» даже была утрачена.

Под угрозой оказались все покрытые черной краской участки, поскольку Балла нанес ее на сырой и негрунтованный холст, используя при этом неподходящее связующее вещество. Задачей реставраторов было сохранить картину в ее нынешнем состоянии и предотвратить дальнейшее разрушение. Работы оплатила швейцарская страховая компания Helvetia.

Тщательный анализ пигментов показал, что художник использовал не масло, как думали ранее, а темперу, точнее, один из ее редких видов, смешанный с клеем.

Поверхность этой черной матовой краски очень чувствительна, поэтому реставраторам Кунстхауса нужно было подобрать соответствующее закрепляющее вещество, «которое не оставило бы никаких блестящих следов и не вызвало бы радикальных изменений цвета».

Реставратор Виола Мекель использовала ультразвуковой распылитель для нанесения смеси осетрового клея и дзюнфунори — традиционного японского клея на основе водорослей, обычно используемого для реставрации работ на бумаге.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+