18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения из коллекции Третьяковской галереи

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. Это стало событием мирового масштаба: никогда ранее одновременно не вывозили столько шедевров из папской коллекции, тем более что почти все они обычно украшают постоянную экспозицию музея. Российский куратор выставки, хранитель итальянской гравюры Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов отобрал 42 произведения для показа в Москве, среди них работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Дизайн экспозиции выполнен архитектором Сергеем Чобаном, который «построил» площадь Святого Петра в миниатюре в одном из залов Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Выставка продлится до 19 февраля.

Экспозиция «Roma Aeterna…» (название можно перевести с латыни как «Вечный Рим…») в Москве — только часть большого проекта. Осенью 2017 года в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на библейские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Как рассказала директор ГТГ Зельфира Трегулова, идея обмена возникла три года назад и с самого начала планировалось провести две выставки:  показать шедевры из Пинакотеки Ватикана в России, а затем привезти произведения русского искусства в музей папской резиденции. «Довольно долго продолжалось обсуждение того, как именно должна выглядеть русская выставка в Ватикане. В конце концов было принято совместное решение (его поддержали в том числе и Михаил Борисович Пиотровский, и Марина Девовна Лошак), что выставка русского искусства в Ватикане будет в значительной степени основана на собрании Третьяковской галереи, потому что такие принципиальные работы, как «Христос в пустыне» Николая Крамского или «Голгофа» Николая Ге, а также этюды и библейские эскизы Александра Иванова, находятся именно здесь. Соответственно, не возникало и вопроса о том, куда поедет выставка работ из Ватикана», — пояснила Трегулова. Кроме того, когда только начались переговоры по поводу возможности проведения такого обменного проекта между российскими музеями и Ватиканом, Зельфира Трегулова была директором РОСИЗО — организации, курирующей проведение международных выставок из Музейного фонда РФ.

По словам директора Третьяковки, еще на ранних этапах обсуждения русской выставки в Ватикане Михаил Пиотровский предложил идею Аркадия Ипполитова сопоставить произведения Рафаэля и Александра Иванова. Такой смелый ход понравился и директору Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, для которого Иванов является важнейшим русским художником. Можно предположить, что именно сопоставление работ итальянского гения эпохи Возрождения и автора главного в русском искусстве произведения на евангельскую тему станет лейтмотивом русской выставки в Ватикане.

Выбор куратора московской выставки Зельфира Трегулова комментирует так: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он (Аркадий Ипполитов. — TANR) работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект. Такой тип кураторской работы я ценю больше всего: люди, не очень хорошо разбирающиеся в теме, все равно считывают послание авторов по тому, как сформирована выставка, а интеллектуалы просто купаются в тонких сравнениях, сопоставлениях и оттенках смыслов».

Известно, что над выставкой в Ватикане будут совместно работать российские и итальянские кураторы. Директор Третьяковки предположила, что их будет трое и в проекте снова примет участие Аркадий Ипполитов. Музеи Ватикана уже предложили куратора со своей стороны, но запланированная поездка итальянского искусствоведа в Москву была отложена из-за проблем с финансированием. Напомним, что еще весной 2016 года проведение выставки шедевров Ватикана в Москве оказалось под угрозой из-за нехватки средств (как правило, все расходы по страхованию и логистике берет на себя принимающая сторона, в данном случае Третьяковская галерея). На помощь музею пришел благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», оказавший масштабную поддержку выставочного проекта, в том числе профинансировавший издание каталога.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+