Книжное ревю

№19, декабрь 2013 — январь 2014
№19
Материал из газеты

Лучшая книга по искусству 2013 года: рекомендации художников, музейщиков, коллекционеров, архитекторов и деятелей культуры

Сюй Бин
Американский художник

С. Бин Книга-основа: От точки к точке (Кембридж: The MIT Press, 2014)
Данная книга необычна тем, что не содержит ни одного обычного в нашем понимании слова, даже на титульном листе. Ее содержание — это значки и символы со всего мира, которые я коллекционировал, сортировал и заносил в свои каталоги, сплетая из них повествование — описание одного дня из жизни некоего мистера Блэка, белого воротничка, живущего в джунглях современного мегаполиса. Эту книгу можно читать независимо от того, где вы находитесь и на каком языке говорите: она в равной степени обращена к каждому жителю современного мира. А еще Книга-основа — это воплощение моего видения будущего языков мира, мечта об общении без барьеров и преград.

Эли Брод
Американский коллекционер, основатель музея современного искусства Broad в Лос-Анджелесе

Галерея Сая Твомбли в Коллекции Менил (Хьюстон) Под редакцией Н. дель Рошьо, Ж. Сильвестера (Нью-Хейвен: Yale University Press, 2013)
Из новинок в этом году мы с Эдит отметили Художественную галерею Сая Твомбли. В ней подробно освещается тема менеджмента в сфере искусства, а так как мы затеяли строить собственный музей в Лос-Анджелесе, книга оказалась для нас чрезвычайно полезной. Твомбли — один из наших любимых художников. В начале 1990‑х годов он вместе с Ренцо Пиано спроектировал для своих произведений прекрасный, наполненный светом выставочный зал на территории частного музейного комплекса Менил в Хьюстоне. В книге увлекательно описана история создания этого проекта, а также содержатся потрясающие репродукции лучших работ Твомбли — скульптур и картин 1953–1994 годов.

Джеффри Дейч
Американский галерист, арт-дилер

Д. Бирн Как работает музыка (Сан-Франциско: McSweeney’s, 2013)
Одна из лучших новых книг, разбирающих креативные механизмы, принадлежит Дэвиду Бирну, экс-лидеру группы Talking Heads. Используя свой успешный опыт композитора и исполнителя, а также обширные знания в области истории музыки, Бирн предпринял попытку объяснить своему читателю, как рождается и воспринимается этот звуковой феномен. Теоретические наблюдения перемежаются с увлекательными воспоминаниями о тех днях, когда панк-рок только появился в нью-йоркском музыкальном клубе CBGB. Кроме того, Бирн с надеждой смотрит в будущее, утверждая, что в дальнейшем музыка продолжит активно развиваться.

Дмитрий Гутов
Художник

Б. Виппер Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (Москва: Издательство АН СССР, 1956)
Про 2013 год ничего не могу сказать, так как очень мало читаю современной литературы. Но в связи с  выставкой Тициана в ГМИИ им. А. С. Пушкина я перечитал старую книгу Бориса Виппера Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. Лишний раз убедился в том, насколько изумительным по глубине и энергии изложения было советское искусствознание в своих лучших образцах. Эта книга и была моим личным открытием уходящего года.

Михаил Каменский
Генеральный директор «Sotheby’s Россия и СНГ»

А. Венгеров, С. Венгеров, А. Невский, В. Невская Здесь, под небом своим… Выпуск 1. Отечественная война 1812 года. Библиохроника 1789–1985 годов (Москва: Русский раритет, 2012)
Многотомная «Библиохроника», издаваемая под руководством Алексея Венгерова, — уникальный научный труд, не имеющий аналогов. Этот культурологический тезаурус бречен стать хоть и весьма дорогостоящим, но незаменимым пособием для любого интересующегося русской историей и культурой в европейском контексте. Из шести изданных книг я выбрал том, посвященный эпохе 1812 года. Не потому, что он лучше других, а потому, что на фоне отгремевших уже фанфар по поводу этого времени предложенный формат и метод исследования феномена эпохи представляются мне одними из самых добросовестных, честных и умных.

Сергей Капков
Министр правительства Москвы, глава Департамента культуры Москвы

Р. Колхас Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена (Москва: Strelka Press, 2013)
Прочесть эту книгу мне посоветовали друзья. Книга действительно эпохальная. Нью-Йорк — город-легенда, по-настоящему особенный город. И Москва, как мне кажется, такой же, особенный мегаполис. Читая, я сравнивал опыт Нью-Йорка и московские реалии, их историю и нашу, разные взгляды на их «столицу» и нашу столицу. Не могу сказать, что я почерпнул в книге что-то, что мне уже удалось применить в Москве, но буду надеяться, что все впереди. И отдельное спасибо издателям и переводчикам: наконец-то книга дошла до России.

Сергей Кузнецов
Главный архитектор Москвы

Г. Ревзин Русская архитектура рубежа XX–XXI веков (Москва: Новое издательство, 2013)
Книга посвящена периоду работы команды предыдущего мэра и результатам этой работы. Это интересная и полезная антология того времени со всеми плюсами, минусами и странностями, которые тогда происходили, написанная хорошим языком. Я читаю ее отдельными главами по темам, которые интересуют меня в данный момент. Например, в преддверии рассмотрения на Архитектурном совете нового объекта на Арбатской площади я специально освежил в памяти историю, события и реакцию общественности на создание нового здания на месте снесенного Военторга. Для меня эта книга имеет вполне практическое значение.

Марина Лошак
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

В. Ракитин, А. Сарабьянов Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3 томах (Москва: Global Expert & Service Team, 2013)
Я всегда искренне считала, что все достижения русского авангарда — это важный вклад в копилку не только русского, но и всего мирового искусства. Однако мы не знаем массы подробностей об учениках, а также о мастерах второго круга. А ведь зачастую именно эти детали оказываются крайне важными для понимания всеобщей истории искусства. Данное издание заполняет эти пустоты. Здесь есть как «главное знание», так и те самые необходимые «мелочи», о которых не подозревают даже профессионалы. Материал собирался в течение 12 лет. Коллективу составителей (169 человек!) удалось выстроить настоящую пирамиду Хеопса.

Тим Марлоу
Британский журналист, теле- и радиоведущий

Э. Каро Энтони Каро: Цикл работ «Парк-авеню». Том 1. Каро в музее Коррер. Том 2 (Нью-Йорк: Gagosian Gallery, 2013)
Два элегантно оформлен ных каталога были изданы в преддверии масштабных выставок Энтони Каро, организованных в Лондоне и Венеции в честь грядущего юбилея 89-летнего мэтра, недавно скончавшегося от сердечного приступа. На деле эти заказные издания оказались одними из лучших работ, когда-либо написанных об одном из величайших явлений в скульптуре за последние полвека. Майкл Фрид, автор замечательного эссе о творчестве художника в 1960-е годы, добавляет, что Каро «и в 89 лет не покинула несгибаемая воля художника-перфекциониста». Он сам, как и его работы, был полон жизни. Об этом и книга, написанная с невыразимым оттенком грусти по ушедшему гению.

Джулия Пейтон-Джонс
Содиректор галереи Serpentine в Лондоне, художник

Когда отношения становятся формой: Берн-1969/Венеция-2013
Под редакцией Джермано Челанта (Милан: Fondazione Prada, 2013)
Для меня лучшей книгой по искусству этого года стало издание, посвященное смелому эксперименту: я имею в виду реконструкцию эпохальной выставки 1969 года Когда отношения становятся формой изобретателя кураторства Харальда Зеемана, открытой Фондом Prada в Венеции в июне этого года. Удивительно даже не то, что удалось каким-то чудом или найти, или воссоздать почти все ключевые инсталляции и работы того периода, а сама организация выставки, перенесенной из предельно минималистских помещений «белого куба» в роскошные барочные интерьеры дворца Корнер.

Гленн Фурман
Коллекционер

Э. Фишль, М. Стоун Плохой парень: Моя жизнь на холсте и вне его (Нью-Йорк: Crown Publishing Group, 2013)
Я получил огромное удовольствие от прочтения автобиографии Эрика Фишля, посвященной его жизни и карьере в искусстве. У эпохи «буйных 80-х» много общего с сегодняшним художественным миром. Вообще было забав но читать о суперзвездах того времени, представляя, как будут выглядеть наши теперешние модные художники лет через 30. Истории о дружбе и соперничестве с такими личностями, как Джулиан Шнабель, Росс Блекнер, Дэвид Сале и Питер Хелли, не говоря уж об очаровательной Мэри Бун, делают книгу невероятно увлекательной. Ее можно проглотить за пару дней.

Самые продаваемые книги 2013 года

Книжный «Гаража»
1. Р. Колхас Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена (Москва: Strelka Press, 2013)
2. Д. Бергер Искусство видеть (Санкт-Петербург: Клаудберри, 2012)
3. Ж. Делез Кино (Москва: Ad Marginem Press, 2013)
4. Д. Сибрук Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры (Москва: Ad Marginem Press, 2012)
5. Х. У. Обрист Краткая история кураторства (Москва: Ad Marginem Press, 2012)

MONITOR box (Artplay)
1. С. Серов, К. Дыдо Польская школа плаката (Москва: Альма-матер, 2008)
2. С. Серов Дан Райзингер. Звезды графического дизайна (Москва: Альма-Матер, 2008)
3. Ф. Кемп Кино. Всемирная история (Москва: Магма, 2013)
4. Р. Корк Искусство. Всемирная история (Москва: Магма, 2012)
5. А. де Боттон Архитектура счастья: Как обустроить жизненное пространство (Москва: Классика-XXI, 2013)

Книжный магазин «Москва»
1–2. П. Волкова Мост через бездну. Том 1 (Москва: Зебра Е, 2009); Мост через бездну. Том 2 (Москва: Зебра Е, 2013)
3. Д. Бергер Искусство видеть (Санкт-Петербург: Клаудберри, 2012)
4. Самые знаменитые шедевры прерафаэлитов Составитель А. Пантелеева (Москва: Белый город, 2012)
5. И. де ла Фрессанж, С. Гаше Парижанка и ее стиль (Москва: Астрель; CORPUS ,
2012)

«Библио-Глобус»
1–2. П. Волкова Мост через бездну. Том 1 (Москва: Зебра Е, 2009); Мост через бездну. Том 2 (Москва: Зебра Е, 2013)
3. С. Романюк Переулки старой Москвы: История. Памятники архитектуры. Маршруты (Москва: Центрполиграф, 2013)
4. А. Ширвиндт Проходные дворы биографии (Москва: КоЛибри, 2013)
5. С. Ходж Великие художники. Жизнь, шедевры, направления, стили (Москва: БММ , 2011)

«Фотодепартамент»
1. С. Сонтаг О фотографии (Москва: Ad Marginem Press, 2013)
2. Д. Бергер Искусство видеть (Санкт-Петербург: Клаудберри, 2012)
3. Ф. Бонами Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство (Москва: V-A-C press, 2013)
4. Р. Барт Camera lucida. Комментарий к фотографии (Москва: Ad Marginem Press, 2011)
5. Р. Колхас Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена (Москва: Strelka Press, 2013)

«КнигиПодарки»
1. С. Сонтаг О фотографии (Москва: Ad Marginem Press, 2013)
2. Э. Ланди Тайная жизнь великих художников (Москва: Книжный клуб 36,6, 2011)
3. Любовь к ботанике Под редакцией Е. Стрельцовой (Санкт-Петербург: Арка, 2013)
4. Р. Шнакенберг Тайная жизнь великих писателей (Москва: Книжный клуб 36,6, 2010)
5. Д. Сибрук Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры (Москва: Ad Marginem Press, 2012)

MMOMA Art Book Shop
1. «кАРТы»: Творческая игра
2. Д. Сибрук Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры (Москва: Ad Marginem Press, 2012)
3. Garage: Журнал
4. Oleg Dou: Альбом (Москва: Artguide, 2012)
5. Серия развивающих книг для детей британского дизайнера PatrickGeorge

«Подписные издания»
1. История красоты Под редакцией У. Эко (Москва: Слово/Slovo, 2013)
2. В. Папанек Дизайн для реального мира (Москва: Д. Аронов, 2008)
3. А. де Боттон Архитектура счастья. Как обустроить жизненное пространство (Москва: Классика-XXI, Арт-транзит, 2013)
4. Д. Кэмерон Путь художника (Москва: Гаятри/Livebook, 2013)
5. В. Шестаков История американского искусства: В поисках национальной идентичности (Москва: РИП -холдинг, 2013)

«Республика»
1. А. Лебедев Синематографика (Москва: Студия Артемия Лебедева, 2010)
2. Г. Коддингтон Grace. Автобиография (Москва: Синдбад, 2013)
3. С. Сонтаг О фотографии (Москва: Ad Marginem Press, 2013)
4. Р. Колхас Нью-Йорк вне себя: Ретроактивный манифест Манхэттена (Москва: Strelka Press, 2013)
5. Д. Леннон Письма Под редакцией Х. Дэвиса (Москва: Слово/Slovo, 2012)

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+