18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Неясные горизонты «Актуальной России»

В Музее современной истории России открылась выставка «Актуальная Россия: среда обитания», созданная в партнерстве с РОСИЗО — ГЦСИ и Фондом развития современного искусства Ивана Демидова

Еще до своего открытия выставка была встречена скептически — по большей части из-за солидарности художественного сообщества с недавно уволившимися сотрудниками Государственного центра современного искусства.

В начале экспозиции зрителей встречает карта России, на которой отмечены города, где родились художники — участники выставки. Произведения более 60 авторов предоставили для проекта галереи Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых Галерея Марины Гисич, Гридчинхолл, «Триумф», Anna Nova Gallery, Galerie Iragui, pop/off/art, RuArts, «11.12».

Слева от карты — вход на выставку. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти под раскрытыми крыльями орла. Складывается впечатление, что выполненная Дианой Воуба в форме креста птица вглядывается в карту — горизонты Родины. «Мы исходили из идеи просторов, безграничности пространства, как географического, так и эмоционального», — говорит куратор Арсений Штейнер. Возможно, этим объясняется большое количество пейзажей на выставке, а также название одного из ее разделов — «Горизонты». Эта тема прослеживается в живописи, скульптуре, инсталляциях и видео. Зрителю предлагают совершить путешествие сквозь «Болота» петербургского художника Петра Швецова, затопленные подмосковные окраины Павла Отдельнова, через «Периферию» известного своим мрачным видением пейзажиста Владимира Мигачева, мимо разноцветных, но все-таки пустынных руин фабрик, вдохновляющих Таисию Короткову.

В этой концепции «горизонтов» странным выглядит присутствие в одном пространстве «правых», например Алексея Беляева-Гинтовта, и «левых», таких как Валерий Чтак. И если соседство инсталляции с русскими калошами, которую создал дагестанский художник, с работой про чеченских богословов от питерского автора еще можно объяснить широкой географией или идеями толерантности, то встречу мясорубки гиперреалиста Игоря Пестова и идиллических стереокартин Александра Захарова интерпретировать сложнее. Реплика на хрестоматийную работу Эрика Булатова «Горизонт», выполненная арт-группой Tajiks-Art во главе с Киром Шамановым, тоже как будто бы доказывает, что любую нехватку оригиналов всегда могут восполнить арт-гастарбайтеры.

С тем, что выставка не обладает цельностью, согласился искусствовед Виталий Пацюков, с 2002 года руководивший отделом междисциплинарных программ ГЦСИ: «Она расслоена, разорвана на фрагменты. Может быть, в этом ее правда? Потому что мы живем сейчас в несогласованном мире, довольствуемся симулякрами. Выставка может призвать посетителей искать эту целостность, задуматься через свою неудовлетворенность».

О несогласованности, но уже в вопросах организации выставки, сообщил недавно художник Никита Алексеев. На своей странице в Facebook он написал, что не был предупрежден об участии в выставке серии его работ «Истории на берегу». Алексеев заявил, что хочет забрать картины с выставки, и с этой просьбой обратился к куратору, Арсению Штейнеру. По словам Штейнера, ситуация выглядела несколько иначе: галерея оповестила автора, но тот «просто забыл» об этом. «Из уважения к опыту художника мы готовы пойти ему навстречу и снимем картины, но сделаем это тогда, когда найдем ему достойную замену», — сказал Штейнер.

Кажется, единственным, кто не нашел противоречий в проекте, был министр культуры РФ Владимир Мединский. Открывая выставку, он сформулировал ее цели следующим образом: «Одним ударом мы решили развеять сразу два мифа. Первый — о том, что мы чрезмерно увлекаемся исторической пропагандой, а второй — что мы не любим современное искусство».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+