18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Это вам не игрушки… 815 китайских оберегов и головоломок

О том, чем китайские родители баловали своих «маленьких императоров», рассказывает выставка  традиционной китайской игрушки «В некотором царстве...». Тряпичные тигры, царь обезьян, воздушные змеи и даже восемь бессмертных — всех этих сказочных и  фольклорных персонажей, известных в Поднебесной даже самым маленьким, впервые можно своими глазами увидеть в Москве. 815 экспонатов из коллекции  пекинского Национального художественного музея показываются в государственном выставочном зале «Новый Манеж» по 12 января 2014 года.

Воздушный змей. 2002.ПекинИстория воздушного змея насчитывает более 1,5 тыс. лет, и если поначалу он служил военным средством связи, то вскоре стал популярнейшей забавой, не утратив при этом своей ритуальной функции. Так, во время весеннего праздника Цинмин принято поминать усопших предков и убирать их могилы, а также запускать воздушных змеев. Данный экземпляр символизирует долгую счастливую жизнь: об этом свидетельствует не только декоративный красный узел внизу как пожелание удачи и процветания, но и грозные тигры, по два с каждой стороны. Вообще, в Китае число «два считается счастливым, поэтому, например, направляясь в гости, лучше дарить парные подарки, скажем, не одну бутылку вина, а две.
Воздушный змей. 2002.ПекинИстория воздушного змея насчитывает более 1,5 тыс. лет, и если поначалу он служил военным средством связи, то вскоре стал популярнейшей забавой, не утратив при этом своей ритуальной функции. Так, во время весеннего праздника Цинмин принято поминать усопших предков и убирать их могилы, а также запускать воздушных змеев. Данный экземпляр символизирует долгую счастливую жизнь: об этом свидетельствует не только декоративный красный узел внизу как пожелание удачи и процветания, но и грозные тигры, по два с каждой стороны. Вообще, в Китае число «два считается счастливым, поэтому, например, направляясь в гости, лучше дарить парные подарки, скажем, не одну бутылку вина, а две.

Это первая выставка традиционных китайских игрушек в России. Нечто подобное устраивалось в Белоруссии в 1960-е годы, но ведь тогда был Советский Союз. Гуань Хун, заведующая отделом фольклорного изобразительного искусства Национального художественного музея в Пекине, рассказывает об уникальности события.

Выставка называется «В некотором царстве…». Это типичный зачин русских сказок. Ваши экспонаты тоже сказочные?

Не только. Это персонажи фольклора, народного театра, литературы, пекинской оперы.

Пекинской оперы?

Да, для детей постарше. Игрушка выполняла воспитательную функцию: дети с младых ногтей знакомились с основными культурными сюжетами — так формировались художественные вкусы и пристрастия, переходящие из поколения в поколение. Есть на нашей выставке и развивающие игрушки, головоломки, которые в занимательной форме представляют научные явления и законы природы.

Могла ли игрушка выполнять магическую роль, участвовать в обрядах, ритуалах?

Конечно. Например, своей беременной дочери родители отправляли в подарок волчок на веревочке: считалось, что такая игрушка поможет родить мальчика, сына. А когда малышу исполнялся первый месяц, первые 100 дней, год, близкие родственники дарили ему сшитых своими руками тряпичных тигров, обезьянок, петушков или подушечки в виде лягушек, рыб, черепах. Находясь рядом с ним, они играли роль оберега — защищали ребенка от злых сил, болезней и несчастий. Такие игрушки отличает плотное шитье, выполненное одной иглой и одной нитью без узелков, как символ непрерывности жизни и крепкого здоровья. Молодоженам, например, могли подарить специально расписанного бумажного змея, олицетворяющего супружеское счастье, семейное богатство и благополучие в будущем. Вообще воздушные змеи играют особую роль в китайской культуре. Весной ежегодно проводятся посвященные им фестивали, где дети и взрослые с увлечением предаются этой старинной народной забаве. Считается, что вместе со змеем в небо улетает все плохое, что накопилось за долгую зиму. Есть и игрушки, охранявшие дом от злых духов; обычно они парные, так как располагались по обе стороны от входной двери, часто это были фигурки львов, тигров.

Ушная подушка в форме лягушки. 1980-е. Цяньян, провинция Шаньси В северо-восточных районах Китая широко распространено изготовление подушечек в виде лягушек, рыб и т. п. Они выпуклые по форме и украшены многообразными узорами. Часто на подушках вышивают цветы и травы, «пять ядовитых тварей» (скорпион, сколопендра, змея, ядовитая ящерица и жаба), а в середине у них сделаны отверстия в виде ромбика, кружка или звездочки. С практической точки зрения, эти отверстия защищают уши ребенка, чтобы слезы, если ребенок заплачет, не попадали в ухо. Отсюда и название – «ушные подушки». Лягушку китайцы почитают. Она – символ богини Нюйва – древнейшего божества плодородия, покровительницы брака, создательницы человечества.
Ушная подушка в форме лягушки. 1980-е. Цяньян, провинция Шаньси В северо-восточных районах Китая широко распространено изготовление подушечек в виде лягушек, рыб и т. п. Они выпуклые по форме и украшены многообразными узорами. Часто на подушках вышивают цветы и травы, «пять ядовитых тварей» (скорпион, сколопендра, змея, ядовитая ящерица и жаба), а в середине у них сделаны отверстия в виде ромбика, кружка или звездочки. С практической точки зрения, эти отверстия защищают уши ребенка, чтобы слезы, если ребенок заплачет, не попадали в ухо. Отсюда и название – «ушные подушки». Лягушку китайцы почитают. Она – символ богини Нюйва – древнейшего божества плодородия, покровительницы брака, создательницы человечества.

Есть ли различия между игрушками для девочек и мальчиков? Если да, с каких лет они проявляются?

Игрушки для детей до двух лет принципиально не различаются: это погремушки, подушечки в виде птиц и животных. Гдето после трех лет мальчикам дарят солдатиков, воинов, лошадок, которые призваны воспитывать в них мужественность и смелость. Для девочек это обычно тряпичные куклы: они начинают готовиться к будущей роли матери. Вообще, и тогда и сейчас детей очень баловали и балуют. Для нас ребенок — это большая радость, «маленький император» в семье.

В России очень известна дымковская игрушка, ставшая одним из самых узнаваемых народных промыслов. Есть ли подобные самобытные художественные центры в Китае?

Да, например, глиняные фигурки уезда Фэнсян провинции Шаньси: это ярко, контрастно расписанные по белому фону сидящие тигры или львы, отличающиеся характерным глянцевым блеском. В колорите игрушек провинции Хэнань, напротив, преобладает черный цвет — в основном это всадники, причем фигурка человека и лошадь, на которой он сидит, представляют собой единое целое; корпус и ноги животного намеренно вылеплены маленькими и коротки ми, чтобы подчеркнуть силу. А уезд Гаоми в Шаньдуне прославился своими «рычащими» тиграми, это одна из разновидностей звуковых игрушек.

Между городскими и деревенскими игрушками есть разница?

Городские игрушки отличает бо́льшая точ ность в передаче деталей, более изящныеи тонкие формы. В то же время у уездных мастеров выработался свой собственный стиль. Такие вот уникальные, вручную изготовленные экземпляры, конечно, уже нечасто попадают в руки детям: их покупают в основном для украшения дома. К сожалению, мы столкнулись с общемировой проблемой: с возникновением массового производства народные промыслы стали постепенно исчезать, и наша задача — сохранить эти традиции. Вот почему мы рады, что представилась возможность показать те традиционные китайские игрушки, которые по праву можно считать произведениями искусства.

Автор выражает благодарность Китайскому культурному центру, в частности советнику по культуре Посольства КНР в РФ Чжан Чжунхуа, за помощь в организации интервью с сотрудниками Национального художественного музея и сбор информации.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
4
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+