18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Это вам не игрушки… 815 китайских оберегов и головоломок

О том, чем китайские родители баловали своих «маленьких императоров», рассказывает выставка  традиционной китайской игрушки «В некотором царстве...». Тряпичные тигры, царь обезьян, воздушные змеи и даже восемь бессмертных — всех этих сказочных и  фольклорных персонажей, известных в Поднебесной даже самым маленьким, впервые можно своими глазами увидеть в Москве. 815 экспонатов из коллекции  пекинского Национального художественного музея показываются в государственном выставочном зале «Новый Манеж» по 12 января 2014 года.

Это первая выставка традиционных китайских игрушек в России. Нечто подобное устраивалось в Белоруссии в 1960-е годы, но ведь тогда был Советский Союз. Гуань Хун, заведующая отделом фольклорного изобразительного искусства Национального художественного музея в Пекине, рассказывает об уникальности события.

Выставка называется «В некотором царстве…». Это типичный зачин русских сказок. Ваши экспонаты тоже сказочные?

Не только. Это персонажи фольклора, народного театра, литературы, пекинской оперы.

Пекинской оперы?

Да, для детей постарше. Игрушка выполняла воспитательную функцию: дети с младых ногтей знакомились с основными культурными сюжетами — так формировались художественные вкусы и пристрастия, переходящие из поколения в поколение. Есть на нашей выставке и развивающие игрушки, головоломки, которые в занимательной форме представляют научные явления и законы природы.

Могла ли игрушка выполнять магическую роль, участвовать в обрядах, ритуалах?

Конечно. Например, своей беременной дочери родители отправляли в подарок волчок на веревочке: считалось, что такая игрушка поможет родить мальчика, сына. А когда малышу исполнялся первый месяц, первые 100 дней, год, близкие родственники дарили ему сшитых своими руками тряпичных тигров, обезьянок, петушков или подушечки в виде лягушек, рыб, черепах. Находясь рядом с ним, они играли роль оберега — защищали ребенка от злых сил, болезней и несчастий. Такие игрушки отличает плотное шитье, выполненное одной иглой и одной нитью без узелков, как символ непрерывности жизни и крепкого здоровья. Молодоженам, например, могли подарить специально расписанного бумажного змея, олицетворяющего супружеское счастье, семейное богатство и благополучие в будущем. Вообще воздушные змеи играют особую роль в китайской культуре. Весной ежегодно проводятся посвященные им фестивали, где дети и взрослые с увлечением предаются этой старинной народной забаве. Считается, что вместе со змеем в небо улетает все плохое, что накопилось за долгую зиму. Есть и игрушки, охранявшие дом от злых духов; обычно они парные, так как располагались по обе стороны от входной двери, часто это были фигурки львов, тигров.

Есть ли различия между игрушками для девочек и мальчиков? Если да, с каких лет они проявляются?

Игрушки для детей до двух лет принципиально не различаются: это погремушки, подушечки в виде птиц и животных. Гдето после трех лет мальчикам дарят солдатиков, воинов, лошадок, которые призваны воспитывать в них мужественность и смелость. Для девочек это обычно тряпичные куклы: они начинают готовиться к будущей роли матери. Вообще, и тогда и сейчас детей очень баловали и балуют. Для нас ребенок — это большая радость, «маленький император» в семье.

В России очень известна дымковская игрушка, ставшая одним из самых узнаваемых народных промыслов. Есть ли подобные самобытные художественные центры в Китае?

Да, например, глиняные фигурки уезда Фэнсян провинции Шаньси: это ярко, контрастно расписанные по белому фону сидящие тигры или львы, отличающиеся характерным глянцевым блеском. В колорите игрушек провинции Хэнань, напротив, преобладает черный цвет — в основном это всадники, причем фигурка человека и лошадь, на которой он сидит, представляют собой единое целое; корпус и ноги животного намеренно вылеплены маленькими и коротки ми, чтобы подчеркнуть силу. А уезд Гаоми в Шаньдуне прославился своими «рычащими» тиграми, это одна из разновидностей звуковых игрушек.

Между городскими и деревенскими игрушками есть разница?

Городские игрушки отличает бо́льшая точ ность в передаче деталей, более изящныеи тонкие формы. В то же время у уездных мастеров выработался свой собственный стиль. Такие вот уникальные, вручную изготовленные экземпляры, конечно, уже нечасто попадают в руки детям: их покупают в основном для украшения дома. К сожалению, мы столкнулись с общемировой проблемой: с возникновением массового производства народные промыслы стали постепенно исчезать, и наша задача — сохранить эти традиции. Вот почему мы рады, что представилась возможность показать те традиционные китайские игрушки, которые по праву можно считать произведениями искусства.

Автор выражает благодарность Китайскому культурному центру, в частности советнику по культуре Посольства КНР в РФ Чжан Чжунхуа, за помощь в организации интервью с сотрудниками Национального художественного музея и сбор информации.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+