18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три европейских музея одновременно дают уроки рисования

№48
Материал из газеты

Мода на рисунок в XVIII веке способствовала появлению выдающихся коллекций

В трех европейских городах одновременно открылись три выставки: Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме 120 рисунками из своей коллекции и 20 рисунками из других музеев отмечает 500-летие со дня рождения флорентийского мастера Возрождения Фра Бартоломео; Лувр на выставке «Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина» представляет 80 рисунков и 50 картин из собрания шведского посла во Франции Карла Густава Тессина; и наконец, третья выставка, «Антуан Ватто — рисовальщик» в Музее Штеделя во Франкфурте, представляет 50 рисунков знаменитого французского мастера. Что же объединяет эти выставки? Во-первых, две из них посвящены только рисунку, а во-вторых, за этими хрупкими шедеврами старого искусства стоят фигуры блестящих знатоков и собирателей рисунка и гравюры в первой половине XVIII века. Один из них — историк искусства и коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри (1676–1742), собиравший гравюры и рисунки старых мастеров. В 1729 году он приобрел около 600 рисунков Фра Бартоломео, распределив их по трем папкам. Со временем две из них в полной сохранности через коллекционеров Фрица Кенига и Даниеля Георга Бенингена уже в ХХ веке попали в Музей Бойманса — ван Бенингена. Карлу Густаву Тессину, когда тот в 1715 году впервые оказался в Париже, собирать рисунок и гравюру посоветовал местный издатель Пьер-Жан Мариетт. Париж в ту пору был колыбелью зарождающегося класса буржуа, который собирал именно гравюры и рисунок (живопись и скульптура требовали других денег и оставались прерогативой аристократов). Всерьез же занявшись коллекционированием с 1728 года, Тессин в ­1741-м приобрел более 2 тыс. рисунков художников Болонской школы. Спустя 16 лет после смерти шведского дипломата большая часть его картин и рисунков старых мастеров попала в королевскую коллекцию и сейчас хранится в Национальном музее в Стокгольме, откуда и прибыла на выставку в Лувр. Что касается третьего сюжета, рисунков Антуана Ватто, то они пользовались огромным успехом еще при его жизни. На заре карьеры художнику покровительствовал банкир и коллекционер Пьер Кроза, давший ему крышу над головой и поручивший декорировать свою столовую. Работы Ватто активно покупал и торговец тканями Жан де Жюльен, после смерти художника издавший в двух томах (в 1728 и 1736 годах) в 622 иллюстрациях его наследие. Более тысячи рисунков Ватто широко разошлись по европейским коллекциям, больше всего их в Лувре и Британском музее. Однако рисунки углем для выставки в Музее Штеделя пришлось искать по всему миру.

Музей Штеделя
Антуан Ватто — рисовальщик

До 5 января 2017

Музей Бойманса – ван Бенингена
Фра Бартомолео, мастер флорентийского Высокого Возрождения

До 15 января 2017

Лувр
Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина

До 16 января 2017

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+