18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Три европейских музея одновременно дают уроки рисования

№48
Материал из газеты

Мода на рисунок в XVIII веке способствовала появлению выдающихся коллекций

В трех европейских городах одновременно открылись три выставки: Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме 120 рисунками из своей коллекции и 20 рисунками из других музеев отмечает 500-летие со дня рождения флорентийского мастера Возрождения Фра Бартоломео; Лувр на выставке «Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина» представляет 80 рисунков и 50 картин из собрания шведского посла во Франции Карла Густава Тессина; и наконец, третья выставка, «Антуан Ватто — рисовальщик» в Музее Штеделя во Франкфурте, представляет 50 рисунков знаменитого французского мастера. Что же объединяет эти выставки? Во-первых, две из них посвящены только рисунку, а во-вторых, за этими хрупкими шедеврами старого искусства стоят фигуры блестящих знатоков и собирателей рисунка и гравюры в первой половине XVIII века. Один из них — историк искусства и коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри (1676–1742), собиравший гравюры и рисунки старых мастеров. В 1729 году он приобрел около 600 рисунков Фра Бартоломео, распределив их по трем папкам. Со временем две из них в полной сохранности через коллекционеров Фрица Кенига и Даниеля Георга Бенингена уже в ХХ веке попали в Музей Бойманса — ван Бенингена. Карлу Густаву Тессину, когда тот в 1715 году впервые оказался в Париже, собирать рисунок и гравюру посоветовал местный издатель Пьер-Жан Мариетт. Париж в ту пору был колыбелью зарождающегося класса буржуа, который собирал именно гравюры и рисунок (живопись и скульптура требовали других денег и оставались прерогативой аристократов). Всерьез же занявшись коллекционированием с 1728 года, Тессин в ­1741-м приобрел более 2 тыс. рисунков художников Болонской школы. Спустя 16 лет после смерти шведского дипломата большая часть его картин и рисунков старых мастеров попала в королевскую коллекцию и сейчас хранится в Национальном музее в Стокгольме, откуда и прибыла на выставку в Лувр. Что касается третьего сюжета, рисунков Антуана Ватто, то они пользовались огромным успехом еще при его жизни. На заре карьеры художнику покровительствовал банкир и коллекционер Пьер Кроза, давший ему крышу над головой и поручивший декорировать свою столовую. Работы Ватто активно покупал и торговец тканями Жан де Жюльен, после смерти художника издавший в двух томах (в 1728 и 1736 годах) в 622 иллюстрациях его наследие. Более тысячи рисунков Ватто широко разошлись по европейским коллекциям, больше всего их в Лувре и Британском музее. Однако рисунки углем для выставки в Музее Штеделя пришлось искать по всему миру.

Музей Штеделя
Антуан Ватто — рисовальщик

До 5 января 2017

Музей Бойманса – ван Бенингена
Фра Бартомолео, мастер флорентийского Высокого Возрождения

До 15 января 2017

Лувр
Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина

До 16 января 2017

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+