18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Циклододекан спасает фрески

№48
Материал из газеты

В Новгородском музее-заповеднике показали фрагменты фресок 900-летней давности из разрушенного храма, считавшиеся навсегда утраченными

В Центре реставрации монументальной живописи Новгородского государственного объединенного музея-заповедника показали фрагменты монументальной живописи XII века из церкви Благовещения на Городище. Эти фрески 900-летней давности, считавшиеся раннее утраченными, обнаружены во время археологических работ. Они предваряли консервацию руин церкви XIV века и выявление остатков одноименного храма, заложенного, по летописям, в 1103 году.

Этим летом на Городище применили новый способ извлечения фрагментов из обвалов, позволяющий сократить время на подбор при дальнейшей их реставрации. Дело в том, что при обрушении храма большие куски живописи оказались раздавленными на более мелкие. Чтобы извлечь их полностью, не нарушив стыки, реставраторы использовали циклододекан — вещество, быстро испаряющееся под воздействием тепла. Фрагмент фрески накрывается марлей и заливается циклододеканом, после чего плитка с росписями извлекается из строительного мусора и подклеивается к уже существующим деталям традиционным способом.

Именно таким образом реставраторы произвели уже около 697 стыков. В Центре реставрации монументальной живописи находится теперь 147 планшетов с фрагментами разного размера. Там они проходят чистку и предварительный подбор. Ожидается, что основную часть работ по их реставрации закончат к 2017 году.

У исследователей оказались и более крупные фрагменты росписи, позволяющие судить о том, что живопись церкви Благовещения на Городище была типичной для XII века. Лоб архангела с тщательно прорисованными челкой и ленточкой. Или же изображение чешуи. Руководитель археологической экспедиции, член-корреспондент РАН Владимир Седов предположил, что это кусок с кольчугой воина. Заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова считает иначе: если эти фрагменты извлечены из дьяконника, то, вероятнее всего, изображают они чешую змея, иллюстрирующую «Чудо Георгия о змие». Точно такие же сюжеты украшали Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря в Новгороде и церковь Святого Георгия в Старой Ладоге.

После того как экспедиция Владимира Седова выявила остатки церкви, стали видны западная часть храма, два подкупольных столба, стенка, отделяющая храм от нар­текса. А фрагменты стены нартекса оказались под утраченной колокольней XIX века.

Подтвердилось предположение о том, что церковь сознательно разрушили в XIV веке при строительстве на ее месте новой. «Предварительно можно сказать, что храм разбирали. Мы видим, что подрубили снизу стены и потом растащили. Он раскрылся и упал — стены меняют конфигурацию и выворачивают собственные фундаменты, — объясняет Владимир Седов. — Это осмысленное разрушение старого храма, который не стали ремонтировать».

Сайт музея-заповедника сообщает, что в 2017 году раскопки продолжатся уже на территории храма XIV века. Одновременно ведутся работы на Благовещенском раскопе под руководством старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Ивана Еремеева

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+