18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Балет вокруг Будды

№48
Материал из газеты

Посетители музея могут наблюдать за работой реставраторов в реальном времени: опыт японских специалистов по консервации перенимают в американском музее

До января 2017 года все, кто приходит в бостонский Музей изя­щных искусств, наблюдают необычное представление — постоянно идущий свое­образный балет с участием реставраторов и большой буддийской картины. На их глазах восстанавливают «Смерть Будды» (1713) — пятиметровый свиток японского каллиграфа и поэта Ханабусы Иттё (1652–1724). Работы ведутся во временной мастерской, обустроенной прямо в зале восточного искусства.

Идея публичного рабочего процесса пришла Джеки Элгар, возглавляющей отдел международных проектов и реставрации восточного искусства, во время поездки в Японию в начале 1990-х. Именно там она стала свидетельницей реставрации большой картины, изображающей нехан (смерть исторического Будды). «Возникло ощущение балета. Каждый из его участников знал свою роль и безукоризненно исполнял ее, — говорит она. — Я тогда подумала, что западным людям стоит увидеть нечто подобное».

Вертикально висящий свиток выставлен впервые за 25 лет. Рядом с ним в Бостоне показывают более позднюю картину на ту же тему, а также четыре «смертные картинки» с актерами театра кабуки в позе, подражающей нехану.

Шедевр Ханабусы Иттё был известен с XVIII века. Находился он в буддийском храме и выносился раз в год. Изображения такого рода давали художнику возможность показать все свое техническое мастерство. Особо ему удались фигуры животных, за исключением разве что слона с грозными когтями. Вероятность того, что Ханабуса Иттё видел живого слона, крайне мала. Важно и то, что мастер подписал картину своим именем, это делалось редко.

В 2017 году свиток отправится на выставку в Японию. В последний раз он подвергался реставрации в 1850 году. Изображение нужно распрямить, для чего его снимут с основы, а затем вернут обратно. Утраты красочного слоя незначительны, но на поверхности есть трещины, вызывающие отслоение краски.

Для осуществления проекта музей искал самых разных специалистов, в том числе японцев, способных создать копии тканей внешней окантовки свитка. Спонсором реставрации стал токийский фонд Sumitomo. «Эта международная сеть специалистов — своего рода большая семья», — говорит Элгар. Музею помогают и американцы: партнером реставрации свитка стала Художественная галерея Фрира при Смитсоновском институте.

«Особенным этот проект делает то, что туристы могут следить за работой в реальном времени. Он сырой и необычный — именно это мне и нравится», — говорит Элгар.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+