Christie’s ставит на Коровина и Верещагина, MacDougall’s — на Шишкина

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

«Великолепная четверка» аукционных домов подготовила подборку русского искусства к традиционным торгам в Лондоне

Гелий Коржев. На черном фоне. 1976. MacDougall´s.
Гелий Коржев. На черном фоне. 1976. MacDougall´s.

За последнее время экономическая ситуация заставила аукционные дома пересмотреть подход к неделе русского искусства. Ценовые рекорды 2006–2008 годов остались в прошлом. Эстимейты стали ниже, а каталоги тоньше, и к выбору лотов теперь подходят более тщательно. Однако аукционные дома подстраиваются под новые условия, делая ставку на имена и качество живописи.

Как и в июне, среди топ-лотов русского аукциона Christie’s 28 ноября оказалась работа Ивана Айвазовского: на торги выставлен небольшой пейзаж «Графская пристань. Севастополь», эстимейт которого составляет всего £80–120 тыс. С аналогичным эстимейтом выставлен и портрет Марии Таппер кисти Бориса Григорьева. На полотне, написанном в 1934 году, Григорьев изобразил чилийскую художницу, которую учил живописи в период пребывания в Латинской Америке. На прошлой «русской неделе» другая работа художника, портрет философа Льва Шестова, была продана за £122 тыс. Среди икон выделяется образ, подаренный царевичу Алексею во время его первой поездки в Москву в 1912 году (эстимейт £80–120 тыс.). На иконе XVII века изображены митрополиты Московские Алексей, Иоанн и Петр.

Sotheby’s удалось заполучить для аукциона русской живописи 29 ноября достойнейший образец авангарда — картину Александра Родченко «Конструкция № 95». Беспредметная композиция успела засветиться на выставке Варвары Степановой и Любови Поповой в Тейт Модерн в 2009 году. В Sotheby’s надеются, что при таких данных коллекционеров не испугает предварительная оценка в £2,5–3 млн. В каталоге также представлены два небольших пейзажа Ивана Похитонова. Один из них, «Вечер. Украина», принадлежал Ивану Тургеневу, близкому другу художника. Хотя работы Похитонова редко уходят больше чем за £150 тыс., Sotheby’s на этот раз назначил высокие эстимейты — £160–200 тыс. и £200–300 тыс. — выше, чем у Айвазовского на Christie’s. Вероятно, аукционный дом рассчитывает, что коллекционеров привлечет провенанс произведений. Эти и другие работы из последнего каталога Sotheby’s покажут на предаукционной выставке в Москве с 3 ноября.

Среди топ-лотов аукциона русского искусства MacDougall’s 30 ноября — беспроигрышный «Сосновый лес» Ивана Шишкина (£350–500 тыс.). Как раз за такие монументальные образы залитой солнцем природы коллекционеры и любят художника, так что пейзаж, скорее всего, будет иметь успех. Есть и необычные лоты. Например, редкий на рынке Василий Тропинин, его «Портрет мужчины в клетчатом жилете» оценен в £150–300 тыс. Другие заметные произведения в каталоге — «Мифологический пейзаж» Александра Яковлева и портрет Паулы Фрейберг Александра Дейнеки. Знаменитый офорт, по своей композиции очень похожий на представленный портрет, был включен во все каталоги работ художника.

В каталоге аукциона Bonhams 30 ноября выделяется ранняя работа Николая Рериха 1920 года. Это декорация «Палаты Садко», выполненная для неосуществленной постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» в лондонском театре Ковент-Гарден (эстимейт £80–120 тыс.). Аукционный дом также представляет ряд достойных произведений прикладного искусства. Среди них — серебряный набор для пунша работы Павла Овчинникова, предложенный с предварительной оценкой £90–120 тыс. Другой лот, «Балерина» Федора Захарова, происходит из коллекции Уини­фрид Бабкок, большой поклонницы и обладательницы самой крупной коллекции работ художника. Захарова в Америке знают лучше, чем в России: художник эмигрировал в 1924 году и с тех пор обосновался в Нью-Йорке. Тем не менее Bonhams включает его работы в каталог русского искусства и надеется привлечь к нему внимание коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+