18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Подделки остаются актуальными

№48
Материал из газеты

Вышел сводный каталог подделок произведений живописи, в котором собрано около 700 работ.Их оценка могла бы достигать $100 млн — если считать картины подлинными

Переиздан — с заметными дополнениями — «Каталог подделок произведений живописи» (известный у антикваров как «черный каталог»), который в течение нескольких лет выпускала Росохранкультура. В сводный том вошло около 700 произведений: картины, авторство которых опровергнуто уважаемыми экспертами, и работы, которым нашлись европейские «дубли» на западных торгах, то есть полотна европейских художников, «перелицованные» (термин искусствоведа Владимира Петрова) в русских, более дорогих. Инициатор нового издания — Владимир Рощин, директор компании «Реестр культурных ценностей», которая занимается отслеживанием судьбы подозрительных произведений на художественном рынке.

«Крупные скандалы с подделками произведений русского искусства, казалось бы, позади, — говорит Владимир Рощин. — Но и сейчас мы видим, как поддельные картины кочуют из одной коллекции в другую, спокойно выставляются на аукционы и меняют владельцев; их оборот не прекращается».

В первом разделе каталога приведены как раз свежие примеры произведений, бытовавших на российском арт-рынке с именами наших крупнейших художников, и рядом отвергающие эти имена экспертизы. Причем истории, связанные с каждой картиной, разные. «Зимний пейзаж» Игоря Грабаря (по одному заключению) оказался работой, выполненной не ранее 1970-х годов (по другому заключению), то есть умышленной подделкой. «Гурзуф», ранее атрибутированный Юлию Клеверу, — это работа ученика популярного академиста рубежа XIX–XX веков или его поклонника, а подпись поставлена кем-то позднее. Продававшаяся на шведском аукционе Bukowskis эффектная картина с ночной сценой маскарада была выставлена там (и куплена российским коллекционером за €40 тыс.) как работа Николая Сапунова. А позже выяснилось, что это современный вариант полотна Сергея Судейкина «Сад Арлекина» из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева. Общая оценка представленных в каталоге работ могла бы достигать $100 млн — если бы все они были подлинными.

Сводный каталог подделок произведений живописи / Сост. В. К. Рощин. М., 2016. 208 с.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+