Секрет Тициана раскрыт

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Он просто был лучше других

Titian’s Painting Technique before 1540 / Jill Dunkerton, Marika Spring et al. // National Gallery Technical Bulletin. 2013. Vol. 34; 2015. Vol. 36. Yale University Press in association with the National Gallery Company. 136 c. £40 (цена одного тома). На английском языке.
Titian’s Painting Technique before 1540 / Jill Dunkerton, Marika Spring et al. // National Gallery Technical Bulletin. 2013. Vol. 34; 2015. Vol. 36. Yale University Press in association with the National Gallery Company. 136 c. £40 (цена одного тома). На английском языке.

Два тома Titian’s Painting Technique before 1540 (Живописная техника Тициана до 1540 года), охватывающие творчество художника вплоть до начала 40-х годов XVI столетия, представляют собой непрерывный текст в периодическом издании лондонской Национальной галереи. В них собраны результаты технико-технологического анализа всех произведений Тициана, ныне принадлежащих Национальной галерее, плюс четырех холстов из других музеев, которые находятся на исследовании в ее лаборатории.

Изучение этих работ, к примеру, в инфракрасных лучах показало, как часто Тициан пользовался предварительными рисунками, задумывая композиции будущих произведений. Скажем, теперь очевидно, что художник изменял жесты и положение тела Актеона в процессе создания картины Диана и Актеон.

Еще удивительнее открытие, сделанное благодаря использованию рентгеновских лучей: на полотне Диана и Каллисто нимфа, приподнимающая одежды Каллисто, изначально была задрапирована покрывалами. Одна из самых известных обнаженных фигур Тициана, эта юная нимфа с небольшой грудью, круглым животом и выступающими ягодицами затмевает все остальные фигуры. Тициан включил ее в картину ценой отхода от логики мифа, ведь теперь она отвлекает внимание от беременности Каллисто. Вариант этого полотна из венского музея исполнен слабее, но нарративно выглядит более связным, в нем Тициан обращается к своему первоначальному замыслу. Другой случай — мальчик с птицей на картине Венера и Адонис, написанный поверх пейзажа.

Тициан вообще любил писать поверх использованных холстов. Они вводили элемент произвольности в тональную структуру и фактуру поверхности, сопротивление которой особенно вдохновляло художника. Так, в картине Венера перед зеркалом из Национальной художественной галереи в Вашингтоне окончательная композиция включает фрагмент драпировки из находящегося под ней двойного портрета.

Кажется, главный вывод, к которому пришли авторы коллективной публикации, заключается в том, что у Тициана не было секретов в использовании пигментов и методов письма, в этом он ничем не отличался от современников. У него вообще не было особенных секретов — он просто умел разнообразнее и тоньше применять любые изобразительные средства. Великие поэты и плохие поэты пользуются одними и теми же словами: значение имеет лишь то, что они из них создают.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+