Наедине с Тицианом. В Риме собрали все шедевры великого венецианца

№12, апрель 2013
№12
Материал из газеты

Почему величайшие произведения искусства надо увидеть лично, не отвлекаясь на спорные атрибуции

© Ministero per i Beni e le Attivita Culturali
© Ministero per i Beni e le Attivita Culturali

В отличие от работ многих предшественников, произведения Тициана Вечеллио всегда оставались и остаются в центре внимания его последователей, специалистов и публики. «Красота великого Вечеллио не подвластна времени», — писал его первый биограф Карло Ридольфи в 1648 году и оказался прав. На протяжении пяти столетий каждое следующее поколение заново открывает для себя венецианского мастера, благодаря в первую очередь его редким и потому становящимся важными событиями выставкам. Нынешняя выставка в Скудерие дель Квиринале открылась спустя десять лет после экспозиции в лондонской Национальной галерее и по прошествии 20 лет после масштабного проекта «Век Тициана» в Лувре.

В Италии только две выставки Тициана могут сравниться по размаху с римской. Обе прошли на родине художника, в Венеции: в Ка’Пезаро в 1935 году и во Дворце дожей в 1990-м. Объясняя необходимость еще одной выставки, ее куратор Джованни Вилла, в частности, сослался на историка искусства Родольфо Паллуккини, который в монографии о Тициане (1969) писал о важности прямого контакта с произведениями художника. «В век передовых технологий, — говорит Вилла, — мы привыкли к тому, что посредником между зрителем и произведением выступает Интернет. Однако лишь благодаря непосредственному впечатлению и изучению мельчайших деталей можно в полной мере осознать гениальность Тициана». При этом Вилла уверен, что показывать надо лишь лучшие и бесспорные полотна мастера. «За последние десятилетия прошло много выставок Тициана, выстроенных вокруг двух-трех неубедительных атрибуций, картин из частных коллекций с непонятным провенансом, произвольного сопоставления великого мастера с менее значимыми художниками. Эта же выставка, которая очерчивает всю его карьеру, прежде всего позволяет увидеть Тициана, свободного от проблем атрибуции. Цель здесь в том, чтобы дать зрителю возможность познакомиться с художником, основываясь на его шедеврах. Они представлены в хронологическом порядке, что позволяет нам лучше понять его личность, которая порой трудно поддается реконструкции», — рассказывает куратор.

По этим шедеврам можно также проследить эволюцию стиля мастера. «Творчество Тициана стало поворотным в целой традиции живописи — от ранних его работ с использованием ярких цветовых вспышек для получения потрясающих световых эффектов до картин зрелого и позднего периодов, где темные, приглушенные цвета, чередование прозрачности и плотности красочного слоя помогают достичь абсолютной гармонии между образом и техникой письма», — говорит Вилла. Неудивительно, что влияние Тициана-новатора на художников последующих поколений было столь сильным и длительным — от Рубенса и Веласкеса вплоть до Пикассо.

Излюбленный жанр Тициана — портрет — представлен на этой выставке его ранней поэтичнейшей «Флорой» (около 1515–1520) из Галереи Уффици во Флоренции, «Рануччо Фарнезе» (1542) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, который считается одним из лучших детских портретов в истории искусства, великолепным портретом «Карл V с собакой» (1533) из Музея Прадо и двумя автопортретами из Прадо и Галереи старых мастеров в Берлине, датируемыми 1546–1547 и 1560 годами соответственно. Тонкую интерпретацию мифологических тем демонстрируют «Даная» (1544–1545, Национальный музей Каподимонте в Неаполе) и поздний шедевр «Наказание Марсия» (1570–1576, Картинная галерея в Кромержиже, Чешская Республика).

В Риме, в отличие от лондонской выставки Тициана 2003 года, много работ на религиозные и библейские темы. Большинство из них никогда не покидало Италию, как, например, алтарь Гоцци (1520) из Городской пинакотеки Анконы или «Мученичество святого Лаврентия» (1558) из церкви Джезуити в Венеции. «У Тициана божественное всегда в диалоге с человеческим и земным. Это территория красоты и гармонии», — поясняет Вилла.

Один из кульминационных акцентов выставки — представленные в одном пространстве три его «Распятия». Одно, где распятый Христос изображен в полном одиночестве (1555), привезли из испанского Эскориала, второе, где он в окружении Девы Марии, святого Доминика и святого Иоанна (1556–1558), происходит из церкви Сан-Доменико в Анконе и третье, вероятно неоконченное, «Христос на кресте с благоразумным разбойником» (ок. 1566) — из Национальной пинакотеки в Болонье. Сопоставление этих трех произведений свидетельствует о том, что Тициан, возвращаясь к одной и той же теме в разные периоды своей жизни, искал к ней новый подход.

Выставка Тициана — одна из серии монографических выставок ведущих мастеров венецианской школы, которые проходят в Скудерие дель Квиринале на протяжении последних лет: Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Лоренцо Лотто и Тинторетто. Цель этого проекта — вернуть Венеции ее исключительно важную роль в культуре Италии и остальной Европы. «Это был город встреч, сравнения и обмена идеями, куда более свободного, чем в остальных городах Италии, которые находились под патронажем дворов», — говорит куратор. Тициан закрывает эту серию — напоследок музей выставил, бесспорно, лучшего из великих венецианских мастеров.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+