18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Когда комментарии не излишни

№47
Материал из газеты

Сборник «Якопо да Понтормо: Художник извне и изнутри» написан тонким знатоком искусства маньеризма в излюбленном постмодернистами жанре комментария

О любви не говорят, но внимательный читатель эссеистики Аркадия Ипполитова, писателя, критика, куратора и хранителя итальянских гравюр в Государственном Эрмитаже, вспомнит, что вздохи украдкой о Якопо да Понтормо (1494–1557), одиноком флорентийском гении, с кого начинается история маньеризма, в ней нет-нет да и проскальзывали. И вот наконец тайный воздыхатель нашел изящный способ нарушить негласное искусствоведческое табу, написав о любви всей своей жизни. Не ученую кирпич-книгу со множеством иллюстраций, не поэму и не биографию, а пространные примечания — к биографии и дневнику. Однако жанр сухих наукообразных комментариев никак не дается автору этих фрагментов речи влюбленного.

Художник извне — это глава из Жизнеописаний Джорджо Вазари в старинном переводе гахновца Александра Габричевского, как выясняется, не всегда точном. Главу Художник изнутри составила Моя книга Понтормо в недавнем переводе Софьи Лурье. Художник извне — взгляд художника-маньериста следующего поколения, который отдает дань, не может не признавать заслуг, но все же недолюбливает своего героя, создавая романтический миф о замкнутом, нелюдимом, угрюмом одиночке, бесспорном таланте, но с придурью, — куда только, дескать, не падает искра божья. Ипполитов не устает сражаться с предвзятостью Вазари, доказывая, что меланхолия не грех, сложный характер извинителен для гения, а что касается вредного нрава, взбалмошности и причуд, то это пустые выдумки, мелкая месть придворного художника строптивому мастеру, по убеждениям республиканцу и чуть ли не поборнику христианского коммунизма — ирония постмодерниста-соглашателя по отношению к бунтовщику-модернисту. И глава Художник изнутри как будто бы работает на концепцию Вазари: дневниковые записи трех последних лет жизни Понтормо бесконечно далеки от романтических представлений о том, каким должен быть дневник художника. Понтормо не рассчитывал на публикацию «своей книги» — искусствоведу нечем в ней поживиться. Зато историк повседневности найдет богатый материал, касающийся тосканской кухни и рациона состоятельного флорентийца. Дневник скрупулезно фиксирует каждую из запомнившихся трапез, а иногда и удачное опорожнение желудка вслед за хорошим ужином. И этот трогающий до слез человеческий документ старости и одиночества, как и с блеском написанная биография Вазари, приобретают в устах комментатора живой, современный смысл. И мы уже не сомневаемся в том, что обнаженный красавец с ее обложки, протягивающий к нам руку, — это автопортрет художника. Хотя в каталогах Британского музея, где хранится рисунок, слово «автопортрет» взято в скобки и со знаком вопроса. Конечно, вот он, живой, и рука, в смелом ракурсе выброшенная вперед, пробивает слои времени.

Осовременено все. И сам текст Вазари, который так же неожиданно протягивает руку Альфреду де Мюссе, Оноре де Бальзаку, Эмилю Золя, Антону Чехову, Дмитрию Мережковскому, Райнеру Мария Рильке, Томасу Манну. И само время, время конца республики, установления диктатуры Медичи и угасания Ренессанса. В борьбе партий, придворных интригах, духовном борении Реформации и Контрреформации, очередном падении Рима под натиском германцев, метаниях интеллектуалов в поисках надежной политической и мировоззренческой опоры мы со смехом узнаем себя, стоящих пятой колонной иностранных агентов на руинах империи в ожидании варваров. Мы словно бы смотрим новый фильм прежнего Питера Гринуэя, где полное погружение в эпоху происходит таким парадоксальным образом, что это не мы уходим в прошлое, а прошлое приходит к нам, прорастая сквозь настоящее. И видим вызолоченного для триумфальной процессии мальчика, умирающего в страшных мучениях где-то на задворках праздника под безжалостную музыку Майкла Наймана. Фигура художника кажется нам до боли знакомой. Не в том смысле, что это вечная фигура художника: погруженного в себя мыслителя, ангела Меланхолии с гравюры мастера Альбрехта, смелого и одинокого авангардиста-революционера, провозвестника будущего. Но в том смысле, что перед нами интеллектуал-диссидент в растерянности на грани с отчаянием посреди реакции: золотой век прошел, надежды рассеялись как дым, прислуживаться тошно, но жить как-то надо. И сумерки свободы, сгущаясь, дарят зрению ослепительную ясность.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+