18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Выставка в Перми началась со скандала

На вернисаже Александр Шабуров, куратор проекта «Мои университеты», попросил уволить директора Пермского музея современного искусства

Обычная вернисажная благость была нарушена эскападой куратора открывающейся выставки, ведь делал ее художник Александр Шабуров, известный как участник арт-группы «Синие носы». Шабуров, получив микрофон, обратился к Игорю Гладневу, министру культуры Пермского края, который пришел на торжественное открытие, и попросил уволить Елену Щербакову, директора Пермского музея современного искусства (PERMM), «за саботаж».

Без вины виноватые

Выяснилось, что в ходе подготовки сложной экспозиции, расположившейся на всех трех этажах музея и посвященной 100-летию Пермского университета («100 историй, рассказанных выпускниками пермских вузов, и 100 работ художников, так или иначе их иллюстрирующих») куратор Шабуров сталкивался со срывом сроков на всех этапах работы. Вернисаж даже перенесли на более позднее время («Мои университеты» должна была открыться 21 сентября), хотя при этом директор музея официально угрожала штрафными санкциями за срыв договора именно куратору.

Несмотря на все трудности, выставка открылась при большом стечении народа, чем и воспользовался Александр Шабуров, чтобы перевести скандал в публичную сферу. Игорь Гладнев, к которому был обращен его зажигательный спич, не растерялся, предложив куратору встретиться в более спокойной обстановке.

Пока непонятно, состоится ли эта встреча и к чему она приведет. Дело в том, что Александр Шабуров предал гласности принципиальный конфликт, тлеющий внутри PERMM несколько месяцев. Противостояние длится между директором музея Еленой Щербаковой и арт-директором Наилей Аллахвердиевой.

Конфликт зашел так далеко, что 21 сентября, вместо того чтобы открыть выставку «Мои университеты», в музее собрали наблюдательный совет. Который, с одной стороны, утвердил концепцию «Моих университетов», не найдя в ней ничего крамольного, а с другой — с помощью полномочий Министерства культуры наделил Аллахвердиеву правом подписи, что позволило сдвинуть подготовку выставки с мертвой точки.

На просьбу TANR объяснить, почему выставка не открылась вовремя, Елена Щербакова прислала в редакцию следующий письменный комментарий: «Проведение выставки с рабочим названием „100-летие Высшей школы на Урале“ было утверждено Планом выставочной деятельности КГАУ „Музей современного искусства“ на 2016 г. еще в 2015 году. Проведением переговоров с куратором выставки Шабуровым А.Е. в ноябре — декабре 2015 г. занималась арт-директор Музея Аллахвердиева Н.Б. 23 марта 2016 года с куратором Шабуровым был заключен договор на оказание услуг по первому этапу подготовки к выставке, результатом оказания услуг по договору явилась концепция выставки».

От дальнейшего общения с нашей газетой Елена Щербакова уклонилась, и ее можно понять: никто не знает, чем закончится противостояние в PERMM, конфликт внутри музейного коллектива тоже пока нарастает.

Казус Шабурова или Гельмана?

Именно с результатом всех этих внутренних трений и столкнулся куратор Шабуров: «Как я потом понял, в музее есть противостояние арт-директора и директора. Арт-директор отвечает за программу выставок. А директор, как мне объяснили, отгородилась от них юристкой, чтобы, не дай бог, за эти выставки не отвечать. Поэтому каждый чих делается по служебным запискам и таким договорам, каких я даже у Абрамовича не видел!»

Как бы то ни было, выставку открыли. Важная ее часть — тексты воспоминаний, тщательно иллюстрирующие картины, и инсталляции, так или иначе связанные с историей и культурой Пермского края. Например, здесь выставлена живопись московского художника Андрея Красулина поверх машинописных страниц романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Какое отношение имеет Павел Алексеевич Кукоцкий к Перми? Да просто прототипом его был пермский гинеколог Павел Алексеевич Гузиков. Обломок черепицы дворца Тумэнамгалан был привезен романистом Леонидом Юзефовичем из Монголии, а Нина Горланова, другая известная пермская писательница, показала здесь свои гуаши. Шабуров — известный мастер подобных выставок, складывающихся в результате высказываний многочисленных участников на заданную тему. Такой тип экспозиции был многократно обкатан им в своих выставках-инсталляциях, например, на фестивале «Курицынские чтения» в Екатеринбурге и на Московской биеннале современного искусства.

Все счастливо преодоленные препятствия могли бы остаться за кулисами торжества, если бы куратор не рассказал о конфликте «в прямом эфире». Дело еще и в том, что PERMM — один из последних и самых ярких остатков «империи Марата Гельмана», устроившего при Олеге Чиркунове, предыдущем пермском губернаторе, знаменитую «пермскую культурную революцию». Нынешние власти края разными способами нивелируют все, что некогда принесло городу международное культурное признание. Здание речного вокзала, переданное PERMM еще при Чиркунове, закрыто на ремонт. Музей получил временное помещение, так что судьба его неясна.

Елена Щербакова (впрочем, как и Наиля Аллахвердиева) работает в PERMM еще с гельмановских времен. Однако, видимо, установки у них разные. Игорь Гладнев, нынешний министр культуры Пермского края, известен своим неприятием наследия «пермской культурной революции», о чем не раз говорил публично (последний раз — в интервью New York Times). Местный сайт «Звезда» приводит слова Наили Аллахвердиевой: «Неоднократные заявления министра культуры Гладнева И.А. о том, что на Речном вокзале будет выставочный зал, мне кажутся очень близкими к правде. Я думаю, и музей современного искусства в министерстве культуры видится как выставочный зал, где, собственно, нет никакого современного искусства, зато есть тихая и спокойная жизнь».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+