18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Теплые перформансы из Северной Европы

№47
Материал из газеты

Международный фестиваль PYRFYR снова в Москве

Галерея на Солянке с 2011 года принимает на своей территории гостей международного фестиваля перформансов PYRFYR. На этот раз (при поддержке Посольства Швеции в Москве) она пригласила художников из Северной Европы. На выставке Малин Каста, Чуя Чиа и дуэт «Куарто» в течение трех недель один за другим покажут пятичасовые действия, каждое из которых повторят лишь дважды. Новые перформансы, созданные специально к сезону, дополнят видеодокументации прошлых лет, public talks и образовательная программа.

Откроет фестиваль Малин Каста, работа которой заставляет вспомнить фразу итальянца Карло Карры, одного из авторов Манифеста футуристической живописи: «Лучше бы швырнули идею вместо картошки!» И хотя корнеплодами художников-новаторов нынче не забрасывают, выбор, как оказалось, не так уж и опрометчив. В перформансе Если бы картофель был чувством художница предлагает посмотреть на неодушевленный предмет как на нечто живое, перевоплотившись для этого в мешок с картофелем — самым популярным овощем у шведов. Очевидно, что, в отличие от сатирических опытов на тему еды французской перформансистки Наташи Лесюэр, которая покрывала голову спагетти и заливным, действие шведки несет несколько иной смысл. Малин Каста, которая для другой работы, Истории в воде, часами высиживала на берегу моря, отправляя записки в бутылках, предлагает зрителям разделить ее почти медитативное слияние с неодушевленным миром природы. Тема, кстати сказать, близкая многим художникам Северной Европы, в чем можно убедиться, посетив выставку By Water в Музее Амоса Андерсона в Хельсинки.

Более экстремальным опытом наполнены перформансы шведки малазийского происхождения Чуи Чиа. Для передачи высокого градуса эмоций она не использует свечи, как Джина Пейн в Автопортретах, или отрытый огонь, как Марина Абрамович в Ритме 5. Выбор молодой художницы более технологичен. Клубящаяся парами страсть в Четырех поцелуях вырывается из нагретых утюгов, которыми художница «гладит» партнера. Тем интереснее, что ждет зрителя теперь, — прошлый перформанс Чиа проводила зимой в мокрой от ледяной воды одежде.

Наконец, завершит сезон шведско-бразильский дуэт «Куарто», базовым инструментом которого всегда оставался современный танец. Дуэт исследует понятие телесности, динамику и статику, требуя от зрителя самого активного участия, как в последней своей работе Отходы в процессе II на Стокгольмском фестивале культуры, где исполнители вместе с публикой перерабатывали горы старых газет.

Галерея на Солянке не только проводит показы, но и остается базой для школы перформанса, возглавляемой с 2014 года Лизой Морозовой. С 10 октября в школе стартует новый триместр (набор открыт), а 12 октября там пройдет вернисаж выставки Valie Export, посвященной одной из основательниц австрийского перформанса, феминистке Вали Экспорт

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+