18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские в Вене: стартовала ярмарка viennacontemporary

В этом году молодая венская ярмарка второй раз открылась на площадке Marx Halle — в реконструированном промышленном комплексе XIX века на востоке Вены.

Утром в среду на стенды 112 галерей из 28 стран пожаловали первые посетители, в основном журналисты, пришедшие на пресс-конференцию. Кое-где в срочном порядке монтировали сложные инсталляции перед вечерним вернисажем, но подавляющее большинство работ уже висело на своих местах. Председатель совета директоров ярмарки Дмитрий Аксенов, превративший ее в ту viennacontemporary, которую мы видим, рассказал, что предполагает в ближайшие пять лет войти со своим детищем в десятку лучших ярмарок мира. Секрет успеха он описал посредством анекдота: «Надо работать. У меня есть бизнес в России, молочное производство. Меня спрашивают, как сделать так, чтобы коровы меньше ели, но при этом давали больше молока. Ответ прост — надо их меньше кормить и больше доить».

Организаторы ярмарки не делают упора на российский арт-рынок, а скорее, стремятся поддерживать восточноевропейские галереи в целом. Соотношение на нынешней VC примерно такое: треть — восточноевропейские галереи, треть — местные австрийские и треть — весь остальной мир, включая, например, Тайвань и Южную Корею. Однако российский акцент ярмарки все же ощущается: повсюду слышна русская речь, в ВИП-службе есть русскоговорящие сотрудники и гиды.

Среди участников ярмарки — пять российских галерей: «Риджина», Triangle и галерея «21» из Москвы, Галерея Марины Гисич и галерея Iragui из Санкт-Петербурга. Другие отечественные участники — коллектив Sparta Curators Collective Лизы Савиной и совместный проект художника Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений». Также большой стенд в зоне институций представил Музей современного искусства «Гараж».

Венская ярмарка предлагает искусство самых разных ценовых категорий, но в целом верхняя планка колеблется в районе нескольких десятков тысяч евро: есть работы и гораздо дороже, есть и сильно дешевле, однако сверхдорогое искусство здесь непопулярно. Огромное живописное панно канадского художника Дмитрия Грецкого на стенде галереи Гисич обойдется в €40 тыс. Там же можно приобрести фотографии Тимофея Парщикова и видеобоксы Марины Алексеевой. Самая дорогая работа на стенде галереи «Риджина» — гуашь берлинского художника Ральфа Цирфогеля стоимостью €33 тыс. «Риджина» привезла выставку, которая, по замыслу ее директора Михаила Овчаренко, должна создавать другой, непривычный образ российского искусства. С работами Цирфогеля соседствуют картины Виктора Алимпиева, Павла Пепперштейна, Марии Серебряковой, редкие коллажи Ивана Чуйкова. Галерея «21» в этом году начала сотрудничать с Сергеем Шутовым и предлагает его работы 1990-х годов. «Мальчик с водой», узнаваемая картина ярких цветов с аппликацией из разноцветного меха и блесток, обойдется в €15 тыс., а небольшие работы с изображениями планет можно приобрести по €5 тыс. Галерея Triangle выставила на стенде видео Саши Пироговой «Библимлен» и Agon, а также предлагает холсты московского уличного художника Кирилла Кто (от €2 тыс. за небольшую работу до €11 тыс. за крупные полотна).

Лиза Савина привезла работы Пахома, Георгия Литичевского, Гоши Острецова и других авторов прямиком из «Русского дома» в Берлине, где делала выставку актуальной графики из России. В будущем, по словам основательницы Sparta Curators Collective, она планирует развивать проект выставок современного искусства в «Русских домах» по всему миру, многие из которых нуждаются в обновлении культурной программы.

По словам Дмитрия Аксенова, потенциал российского рынка пока не позволяет устроить достойную ярмарку в России, хотя многие в этом году сравнивали viennacontemporary и Cosmoscow. Можно говорить о том, что в Вене второй год подряд проходит смотр достойных отечественных галерей, которые хотят работать с международной аудиторией. Сумму аренды стендов участники предпочитают не разглашать, но утверждают, что цена вдвое меньше, чем на крупных ярмарках уровня Frieze. Помимо прочего, viennacontemporary уже успела завоевать признание как одна из самых гостеприимных европейских ярмарок: всем ВИП-гостям предоставляются услуги гидов, бесплатный вход в крупнейшие городские музеи и встречи с художниками, музейщиками и кураторами. Каждый день отмечен проведением круглых столов и лекций о современном искусстве и будущем индустрии. Ярмарка продлится до воскресенья.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+