18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Нэцкэ из частных собраний вылупились в Эрмитаже

Мегамузей поддержал четырех молодых российских коллекционеров: Игоря Черемикина, Даниила Борщева, Александра Кулиша и Максима Сурнова, которые в свободное от бизнеса время занимаются собиранием нэцкэ — важного элемента традиционной японской одежды, не имевшей карманов. Как пояснил Черемикин, «все мы вышли из „Каникул Кроша“ Анатолия Рыбакова. Кто-то читал повесть, все смотрели в детстве снятый по ней фильм». И добавил, что нэцкэ не должно отпугивать начинающих коллекционеров: за более или менее доступную цену можно найти вещи даже  XVIII века.

Классические японские нэцкэ изготовлялись с начала XVII до середины XIX века из дерева или кости и служили поясным противовесом для ношения на шнуре мелких предметов. Впрочем, эксперты предупреждают, что предметов XVII века сохранилось мало и сегодня надо крайне осторожно относиться к произведениям с такой датировкой. Когда Япония открылась для иностранцев, туда пришла европейская одежда и появился спрос на сувениры. Нэцкэ стали делать в виде статуэток с отверстием без учета баланса. Впрочем, японские мастера продолжали изготовлять художественные вещи и в XX веке.

Чтобы не утонуть в море фигурок нэцкэ, эксперты классифицируют их по центрам производства: Осака, Кито, Эдо, региональные школы. А также по сюжетам: мифические существа, животные календарного цикла (чаще других — обезьяны), литературные и бытовые сцены. Сложнее дело обстоит с авторством: мастера прошлого не всегда оставляли автографы, считая нэцкэ низким жанром. Источником информации об авторах до сих пор остается книга Инаба Цурю Похвала оправе мечей, изданная в 1781 году.

Из 180 нэцкэ на выставке хитами стали два. Воющий на луну вегетарианец кирин — гибрид льва, дракона, лошади и оленя, возможно, созданный знаменитым мастером Томотадой. Фигурка Гама-сэннина, бессмертного странника в виде хитроватого бодибилдера с трехлапой жабой на плечах, принадлежит другому известному художнику — Мацусите Отоману. Симпатичного козла с мордой зайца создала в XIX веке Масадзё (женщины редко занимались нэцкэ, а тут выбран персонаж, известный только по книжным иллюстрациям).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+