18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В музей за покемонами

№46
Материал из газеты

Пока игра Pokemon Go бьет мировые рекорды популярности, музеям приходится приспосабливаться к новой, дополненной реальности

Мобильное приложение с элементами дополненной реальности Pokemon Go стало самой популярной игрой последнего времени. Необходимо как можно больше ходить по городу, собирая виртуальных монстров, изображение которых накладывается на реальный мир. Только в Москве число игроков в августе перевалило за 1,3 млн, то есть ловить карманных монстров пробовал примерно каждый десятый житель столицы, — и это до официального релиза в России. В начале августа число скачиваний приложения в мире превысило отметку в 100 млн, принося своим создателям по $10 млн в день.
Музеям и другим культурным институциям приходится приспосабливаться к новой реальности: в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, например, расположили два покестопа — привязанных к карте места, где игроки могут получать дополнительные очки и необходимые для игры предметы. Причем один из покестопов музей разместил внутри здания, заманивая игроков на временные выставки. На территории Центра Гетти в Лос-Анджелесе находится пять тренажерных залов, где можно устраивать поединки покемонов, а Филадельфийский художественный музей окружен аж восьмью покестопами. Во время, когда музей работает в режиме «заплати, сколько хочешь», были активированы специальные модули, привлекающие редких монстров. По сообщению британского издания Guardian, такие меры принесли свои плоды: посещаемость в «покемоньи» часы возросла на 13% по сравнению с предыдущей неделей и на 25% по сравнению с этим же периодом прошлого года.

Конечно, не все музеи отнеслись к игре с энтузиазмом. Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне по понятным причинам обратился к посетителям с просьбой не играть в залах, а позднее разработчики удалили с карты покестоп в этом месте. К нему присоединились Государственный музей Аушвиц-Биркенау в Польше и Мемориальный парк Мира в Хиросиме, которые также были удалены с карты игры как возможные локации.

Российские музеи к появлению Pokemon Go отнеслись в основном спокойно. В пресс-службе Государственной Третьяковской галереи нам сообщили, что игроков в ее стенах не поощряют, но и препятствовать виртуальной охоте не намерены. До сих пор никаких неприятных происшествий игра не вызывала, а если проблемы и возникнут, то решать их будут по мере поступления. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад» заявил, что «запретов не будет, пока кто-нибудь при ловле покемонов не налетит на витрину». В группе Государственного Русского музея в соцсетях было опубликовано разъяснение ситуации с игрой: «Нам продолжают поступать вопросы двух видов: можно ли в музее ловить покемонов и почему мы не запрещаем ловить покемонов в музее. В ответ мы можем только выразить уверенность в том, что omnia transeunt et id quoque etiam transeat («все проходит, и это тоже пройдет». — TANR)». В Музеях Московского Кремля в ответе на вопрос TANR об игре сослались на слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что «покемоны — это не повод посетить Кремль, сокровищницу мировой культуры». Наш корреспондент, впрочем, видел покестопы внутри Кремля, рядом с Царь-колоколом.Генеральный директор Музейно выставочного объединения «Манеж» Ирина Толпина рассказала, что, поскольку аудитория проектов «Манежа» меняется в зависимости от их тематики, «квесты в дополненной реальности здесь не всегда уместны, так как основной части посетителей это может мешать». Возможность установки покестопов и специальных модулей в Манеже не исключают, если они будут уместны в конкретном проекте.

Некоторые российские институции на приложение смотрят с воодушевлением. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказал, что считает Pokemon Go прекрасным приложением: «Может быть, сфотографировав покемона, людям удастся посмотреть на искусство под новым углом. Это вопрос того, как показывать искусство и коммуницировать со зрителем. Сегодня Pokemon Go, завтра еще что-то — дополненная реальность развивается. Мне кажется, тренды надо ловить, и я рад, что это происходит. Надеюсь, подобных явлений будет больше». Существующие покестопы музея привязаны к старому зданию «Гаража» — временному павильону, построенному в 2012 году Шигеру Баном и в прошлом году снесенному. В скором времени по просьбе администрации музея они должны будут переехать в его новое здание, бывший ресторан «Времена года».

В пресс-службе Московского музея современного искусства (MMOMA) рассказали, что «покемон-истерия затронула даже некоторых наших сотрудников», а для того, чтобы время, проводимое посетителями в музее, было максимально интересным и насыщенным, помимо экспонирования объектов современного искусства, были установлены дополнительные покеспоты на территории всех корпусов MMOMA.

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) также не видят в игре ничего плохого: «Современная культура осваивает самые разные области, а мы как центр современного искусства открыты всему новому. Если кто-то впервые окажется в музее, потому что последует за игрой и придет искать в ГЦСИ покестоп (в ГЦСИ он действительно есть, как и во всех крупнейших точках притяжения), и заинтересуется, мы будем только рады и познакомим с нашей работой. Уверены, что он станет нашим постоянным посетителем. Интересно, что и современные художники не обошли стороной тему покемономании и началось это задолго до появления игры Pokemon Go. Мы, например, недавно рассказывали в наших соцсетях о работе одного из художников коллекции ГЦСИ — Гоши Острецова, где использован образ покемона. Почему нет?» 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+