18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

История о том, как упал и разбился старинный алтарь

№45
Материал из газеты

Недавно опубликованные документы свидетельствуют о том, что произведение XIV века сильно пострадало уже в наше время. Однако виновники произошедшего отсутствуют

Стало известно, что в 1989 году алтарь XIV века из коллекции лондонской Национальной галереи упал и раскололся надвое. Согласно опубликованным протоколам заседаний попечительского совета, Нил Макгрегор, занимавший тогда пост директора музея, объявил на одном из собраний, что это, «пожалуй, самое тяжелое в истории галереи непреднамеренное повреждение, ведь этот шедевр — один из немногих алтарей XIV века, дошедших до нас в оригинальной раме». Несчастный случай произошел, когда Распятие (1369–1370) Якопо ди Чоне оставили на ночь в фотостудии, где его снимали для выставки Итальянская живопись до 1400 года, открывшейся в ноябре 1989-го. Алтарь упал с под­ставки, задев установленную на штатив камеру. Произведение полутораметровой высоты, написанное на трех досках из тополя, раскололось. Также пострадал верх резного позолоченного балдахина.

Попечителям галереи сообщили об инциденте в следующем месяце. В акте записано: «Установлены причины падения алтаря с подставки. Виновник произошедшего отсутствует, в числе возможных предпосылок происшествия можно назвать беспрецедентные со времен [Второй мировой] вой­ны масштабы внутренней ротации произведений искусства [в галерее]… Решение прикрепить работу к подставке при помощи зажимов по бокам признано ошибочным. Оно было принято без рекомендаций работников отдела реставрации, однако обращение в отдел не требовалось… не представлялось возможным в полной мере оценить, до какой степени хрупок балдахин [алтаря]: из него была собрана целая коробка пыли от мебельного точильщика, и выяснилось, что в некоторых местах он держался только на гипсе и позолоте».

Далее отколовшуюся часть приклеили на место, а утраты заполнили. Балдахин укрепили акриловыми смолами, задник — слоем судостроительной фанеры, чтобы освободить верхнюю часть рамы от нагрузки.

Сообщение о повреждении алтаря появилось в ежемесячном бюллетене галереи, но было сформулировано так, чтобы читатели не догадались о степени серьезности несчастного случая. Строго говоря, музей опубликовал заведомо ложную информацию. В статье говорилось: «Мебельный точильщик веками разрушал балдахин над центральной панелью алтаря, и она оказалась настолько хрупкой, что пострадала при обследовании… Повреждение шло десятилетиями из-за заражения вредителями часовни в Тоскане, откуда происходит алтарь». Ни слова о недавнем падении.

Произведение быстро отреставрировали, включив в экспозицию. И хотя реставрация была связана с рядом трудностей, статья в каталоге повторяла краткий отчет о случайном повреждении балдахина.

В полном каталоге Итальянская живопись до 1400 года, выпущенном Национальной галереей в 2011 году, информации еще меньше. В разделе, посвященном «конструкции и состоянию панелей», происшествие косвенно упоминается лишь в формулировке «значительное повреждение в результате деятельности паразитов и некоторое число трещин», появившихся за 640-летнюю историю алтаря.

Весной нынешнего года представительница галереи рассказала The Art Newspaper о том, что панель присоединили заново, кроме того, «на место вернули несколько отслоившихся кусочков оригинального красочного слоя». «Согласно составленному тогда внутреннему отчету к инциденту привела не ошибка персонала, но такие факторы, как недооцененная хрупкость алтаря, неудачная конструкция подставки и необычно активное перемещение произведений искусства», — добавила она. По ее словам, «галерея извлекла урок в том, что касается протокола, обучения персонала и использования оборудования».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+