От театра к трактору и обратно

№44, июнь 2016
№44
Материал из газеты

Фотоэксперименты Сергея Сапожникова с конструктивистской архитектурой Ростова-на-Дону нашли отражение в каталоге его персональной выставки

Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.
Сапожников С. The Drama Machine / Каталог выставки. Венеция: Marsilio, 2015.

Издание The Drama Machine приурочено к одноименной выставке молодого российского художника Сергея Сапожникова, посвященной самому знаменитому из памятников модернизма в Ростове-на-Дону — зданию Драматического театра имени Максима Горького. Последний в народе известен как «театр-трактор» из-за своего узнаваемого, эмблематического облика с высоким «лбом» фасада и вынесенными вперед с двух сторон галереями, напоминающими гусеницы. В этой серии Сапожников, родившийся в Ростове и к своим 32 годам ставший одной из ярких звезд российского искусства, осмысляет прошлое и настоящее памятника, не только снимая само здание, но и выстраивая граничащие с инсталляцией сложные ломанные конструкции, вдохновленные образом трактора. Свои декорации он населяет людьми, как правило знакомыми танцорами, документируя их причудливое взаимодействие.

Книга не просто каталог состоявшейся в Ростове-на-Дону выставки. По словам Марины Ситниной, вице-президента Газпромбанка, поддержавшего проект Сергея Сапожникова (и, кстати, уже давно купившего его работы в свою коллекцию), альбом должен подробно представлять его творчество. Поэтому раздел, где фотографии говорят сами за себя, предваряют три текста, посвященные как самому театру, так и работам фотографа.

Открывает книгу статья-экскурс в историю создания театра. Ее автор, архитектор Артур Токарев, разбирает не только саму постройку с идеологической и конструктивной точек зрения, но и контекст, в котором она создавалась, говоря о сложности работы авторов проекта ростовского театра — Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, оказавшихся между молотом модернистской критики и наковальней официального поворота к помпезной классике.

Статью для The Drama Machine, посвященную источникам формирования конструктивистского театра, написал британский журналист Оуэн Хаттерли. Он рассматривает историю развития театра начала XX века от революционных идей устранения «кулисного и портального обрамления места игры» Всеволода Мейерхольда до консервативного поворота 1930-х, в котором ростовскому Драматическому театру отводится роль моста между эпохами.

Эссе о фотографии Сапожникова написала куратор его выставки, итальянка Ирене Кальдерони. (Кстати, художник особенно популярен в Италии — его работы входят в коллекции нескольких важных фондов, а сам он успел поработать с Франческо Бонами, куратором с мировой славой.) Кальдерони проводит параллели между динамичной манерой съемки Сапожникова и работой Александра Родченко. Она размышляет о роли скульптуры и инсталляции в снимках Сапожникова и общей перформативности его творчества, участниками которого становятся танцовщики. Ее истоки Кальдерони видит в идее биомеханики, разработанной Всеволодом Мейерхольдом, концентрирующей внимание на теле и жесте в ущерб психологическим нюансам. 

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+