18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Жертва интервенций

Предупреждаю: я не исследую проблему, я делюсь впечатлениями и досадой. Обычно мы, завсегдатаи музеев и выставок, редко заходим в залы постоянной экспозиции родных музеев. И так помним, где именно безумный Иван Грозный убивает сына. Знание это нам дорого: воспоминания детства, гордость родства с местом, чувство стабильности. Не то чтобы изменения в привычном музейном порядке травматичны, но их надо пережить. «Я буду помнить Жанну Самари, как увидела ее впервые — в большом зале, а не в комнатушках галереи», — сказала я Ирине Александровне Антоновой десять лет назад, когда импрессионистов выселили из главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. «Ну и что? — парировала директор. — А я ее впервые увидела в ГМНЗИ!» Возможно, в этот момент она и решила воссоздать Государственный музей нового западного искусства. Скоро Пушкинский встанет на реконструкцию, импрессионистов снова переселят, и весь музей будет новым, прекрасным, чужим.

Родными нам стали и знаменитые музеи мира, чьи постоянные экспозиции тоже изучены. Сегодня в Лувре перед Джокондой толпятся китайцы, русские массово фотографировались с ней еще на Polaroid. Двадцать лет назад суперкартина висела в проходном зале и не была запрятана, как икона в киот, в футляр с пуленепробиваемым стеклом. С тех пор она не раз перемещалась, но в рамках своего раздела, в окружении живописи самого Леонардо и его современников. Никаких экранов и железяк рядом быть не могло. Теперь же постоянные экспозиции переживают интервенции современного искусства и разного рода трансформации.

Пока амстердамский Рейксмузеум десять лет был на реконструкции, в одном из его корпусов в великолепной тесноте демонстрировались избранные полотна во главе с Ночным дозором Рембрандта, четырьмя Вермеерами и зимним пейзажем Аверкампа. Не раз, утомившись от концентрации шедевров, я мечтала увидеть экспозицию не в виде дайджеста, а как длиннющий роман-эпопею с бесконечными малыми голландцами. Музей открыли в 2013 году, и только одна картина там осталась на прежнем месте — Ночной дозор. Все те же шедевры оказались сконцентрированы в огромном зале Славы. Куда попали даже не все Вермееры (Улочка Делфта сослана подальше). Зато нашлось место пугающему кому красной краски и воска — оммажу Аниша Капура Рембрандту. Постоянная экспозиция была радикально модернизирована — выстроена по хронологическому принципу, но без деления на виды искусства и без жесткого акцентирования персоналий. Что дает возможность сравнить того же Рембрандта с его менее знаменитыми коллегами, но и не выделяет его среди них. Никакого культа личностей: нам демонстрируют не лучшие образцы великого голландского искусства, не его историю, а разные истории из прошлого, поэтому рядом с живописью стоит не только мебель, но и фрагмент корабля. Музей — театр, картины в нем — актеры.

В Тейт Бритен тоже три года назад закончилась реконструкция и появилась новая постоянная экспозиция. Она компактна — 500 экспонатов иллюстрируют всю историю английского искусства. Залы, когда-то сплошь заполненные сценами охоты, теперь знакомят с искусством ХХ века: немного скульптуры Генри Мура, две или три картины Фрэнсиса Бэкона, опусы малоизвестных современных художников. Весьма демократичный краткий курс. Плюс неизбежные примеры диалога старого и нового. По мне, так лучше бы вместо произведений актуальных художников — их место в Тейт Модерн — показали больше Бэкона. Но гениальность не повод для расширения музейной жилплощади.

Пресловутое внедрение организовал и директор Национальной портретной галереи в Лондоне Николас Каллинан. «Нам очень важен диалог нового искусства со старым», — объяснил он появление фотопортрета нынешней королевы работы Энни Лейбовиц в зале со старинными картинами. По моим впечатлениям, диалога как раз и не вышло: написанные маслом на холстах сфотографированных игнорировали. Но, как только, заверил директор, часть вещей вернется с выставки в Третьяковской галерее, эксперимент будет закончен.

Ги Кожеваль, директор Музея Орсе, скорых изменений не обещал. Вот уже три года на первом этаже музея вместо символистов выставлены картины всех импрессионистов, подобранные по какому-то невнятному тематическому принципу. На мой вопрос, как давно такое случилось и почему упразднен проверенный хронологически-персональный принцип, господин Кожеваль сообщил, что, когда он пришел в Орсе, все там было ужасно: и экспозиция, и свет. А также — вот досада! — в залах Ван Гога все время толпился народ. «Иногда кажется, что новации вызваны сложными идеологическими соображениями, а на самом деле нам надо было просто развести зрительские потоки». Теперь Ван Гога в одном месте не увидишь.

Но зрителям все равно, какими соображениями руководствовались музеи, когда переделывали постоянные экспозиции. Главное, что они их переделали. Да, я консерватор и против новшеств. Задача музея, думаю я, останавливать, консервировать время, а не меняться вместе с ним согласно новым идеологическим веяниям. И пусть музей сохраняет величие, эпичность и культы великих художников. Должно же в нашей жизни хоть что-то не меняться в угоду моде.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+