18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Соц-арт по-прежнему в цене

Аукцион «Современный Восток» Sotheby’s в Лондоне возглавили российские художники. Самые большие цифры дали работы неоакадемиста Георгия Гурьянова и соцартистов Комара и Меламида. Общая сумма торгов составила £1,3 млн.

Аукцион современного искусства Sotheby’s соединил под брендом «Восток» работы современных российских, польских и чешских, а также грузинских и азербайджанских художников. По поводу названия можно спорить, но международный контекст приятен. Тем более что российские художники оказались на торгах самыми дорогими. За £125 тыс. продан «Двойной автопортрет» Комара и Меламида, второй вариант которого погиб на Бульдозерной выставке, — принципиальная для соц-арта работа. Самая лучшая картина Владимира Вейсберга продана за £62 тыс., десяток натюрмортов Дмитрия Краснопевцева из собрания французского любителя русского нонконформизма Стефана Татищева разошелся по £15–20 тыс. Раздел «Новая академия» распродан почти полностью с «Автопортретом» Георгия Гурьянова во главе (ушел за £143 тыс.). Тягаться с русскими смогла только венгерско-французская художница Юдит Ригль, работа которой «Гуано», сделанная, по сути, из грязи, ушла за £115 тыс. Также сильное впечатление оставила продажа произведения Мераба Абрамишвили «Триста арагвианцев», напоминающая многодельную восточную миниатюру, — за нее торговались медленно и тяжело, но достигли £62 тыс. итога при эстимейте в £20 тыс.

Интересно, что накануне торгов в Sotheby’s прошла дискуссия, организованная Джо Викери, директором международного отдела русского искусства, на тему «возможностей и сложностей» рынка восточноевропейского современного искусства. Беседовали Джейн Нил, куратор и эксперт, Мэтью Стивенсон, бывший глава московского офиса аукционного дома Christie’s, ныне директор международного отдела галереи Pace, а также Роксанда Ренита, арт-консультант и обозреватель из Нью-Йорка.

Все сразу сошлись на том, что художники из Восточной Европы и с постсоветского пространства сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами в попытке выхода на международный рынок, и именно поэтому соседство на торгах представителей российского современного искусства с произведениями художников из Венгрии, Польши, Румынии, а также из Азербайджана, Грузии, Казахстана вполне уместно. Рынок российского и восточноевропейского искусства был охарактеризован собравшимися как «неустоявшийся, незрелый», что сулит коллекционерам множество возможностей, но и множество подвохов.

В частности, Мэтью Стивенсон отметил, что российское и восточноевропейское искусство являет собой увлекательное поле для изучения. «Восточная Европа — обширный регион, и хотелось бы избежать упрощающих обобщений. Тем не менее искусство этого региона обладает своими особенностями, отражает во многом сходный общественный, политический, экономический и культурный опыт, нашедший выражение в коллективных акциях, важности личных контактов между художниками, а также в непредсказуемости и эфемерных разновидностях арт-форм», — считает он. Стивенсон также подчеркнул, что работам художников из Восточной Европы присущи тщательность и качество исполнения, которых нет на Западе.

Это высказывание нашло поддержку у куратора Джейн Нил: «Характерными для художников из Восточной Европы являются знание особенностей техник и материалов, с которыми они работают (навык, за редким исключением, утраченный у западных художников), а также понимание особенностей концептуального искусства и умение вести диалог с его западными представителями». С этой точки зрения восточноевропейское искусство может привнести свежую струю в искусство Запада, которое переживает кризис идей и нуждается в интеллектуальных и художественных стимулах.

Так что вовлечение российских и восточноевропейских художников в международные проекты с участием известных кураторов и ведущих западных галерей признается всеми плодотворным. Например, та же галерея Pace проводила выставки Павла Пепперштейна и московской художницы Ольги Чернышевой. Выставку Чернышевой, участницы Венецианской биеннале 2015 года, организовывала и лондонская галерея GRAD. Еще одна ее выставка пройдет в Центре графики в Нью-Йорке в октябре этого года, куратором выступит Нова Бенуэй, а репродукции работ в каталоге будут сопровождаться стихами и эссе известных поэтов и писателей, живущих в США.

В целом участники сошлись во мнении, что на фоне появления нового поколения коллекционеров восточноевропейского искусства, а также новой генерации арт-дилеров, кураторов и искусствоведов будущее рынка российского современного искусства представляется оптимистичным. И пообещали рост спроса на этом рынке в ближайшие пять лет.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+