18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Соц-арт по-прежнему в цене

Аукцион «Современный Восток» Sotheby’s в Лондоне возглавили российские художники. Самые большие цифры дали работы неоакадемиста Георгия Гурьянова и соцартистов Комара и Меламида. Общая сумма торгов составила £1,3 млн.

Аукцион современного искусства Sotheby’s соединил под брендом «Восток» работы современных российских, польских и чешских, а также грузинских и азербайджанских художников. По поводу названия можно спорить, но международный контекст приятен. Тем более что российские художники оказались на торгах самыми дорогими. За £125 тыс. продан «Двойной автопортрет» Комара и Меламида, второй вариант которого погиб на Бульдозерной выставке, — принципиальная для соц-арта работа. Самая лучшая картина Владимира Вейсберга продана за £62 тыс., десяток натюрмортов Дмитрия Краснопевцева из собрания французского любителя русского нонконформизма Стефана Татищева разошелся по £15–20 тыс. Раздел «Новая академия» распродан почти полностью с «Автопортретом» Георгия Гурьянова во главе (ушел за £143 тыс.). Тягаться с русскими смогла только венгерско-французская художница Юдит Ригль, работа которой «Гуано», сделанная, по сути, из грязи, ушла за £115 тыс. Также сильное впечатление оставила продажа произведения Мераба Абрамишвили «Триста арагвианцев», напоминающая многодельную восточную миниатюру, — за нее торговались медленно и тяжело, но достигли £62 тыс. итога при эстимейте в £20 тыс.

Интересно, что накануне торгов в Sotheby’s прошла дискуссия, организованная Джо Викери, директором международного отдела русского искусства, на тему «возможностей и сложностей» рынка восточноевропейского современного искусства. Беседовали Джейн Нил, куратор и эксперт, Мэтью Стивенсон, бывший глава московского офиса аукционного дома Christie’s, ныне директор международного отдела галереи Pace, а также Роксанда Ренита, арт-консультант и обозреватель из Нью-Йорка.

Все сразу сошлись на том, что художники из Восточной Европы и с постсоветского пространства сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами в попытке выхода на международный рынок, и именно поэтому соседство на торгах представителей российского современного искусства с произведениями художников из Венгрии, Польши, Румынии, а также из Азербайджана, Грузии, Казахстана вполне уместно. Рынок российского и восточноевропейского искусства был охарактеризован собравшимися как «неустоявшийся, незрелый», что сулит коллекционерам множество возможностей, но и множество подвохов.

В частности, Мэтью Стивенсон отметил, что российское и восточноевропейское искусство являет собой увлекательное поле для изучения. «Восточная Европа — обширный регион, и хотелось бы избежать упрощающих обобщений. Тем не менее искусство этого региона обладает своими особенностями, отражает во многом сходный общественный, политический, экономический и культурный опыт, нашедший выражение в коллективных акциях, важности личных контактов между художниками, а также в непредсказуемости и эфемерных разновидностях арт-форм», — считает он. Стивенсон также подчеркнул, что работам художников из Восточной Европы присущи тщательность и качество исполнения, которых нет на Западе.

Это высказывание нашло поддержку у куратора Джейн Нил: «Характерными для художников из Восточной Европы являются знание особенностей техник и материалов, с которыми они работают (навык, за редким исключением, утраченный у западных художников), а также понимание особенностей концептуального искусства и умение вести диалог с его западными представителями». С этой точки зрения восточноевропейское искусство может привнести свежую струю в искусство Запада, которое переживает кризис идей и нуждается в интеллектуальных и художественных стимулах.

Так что вовлечение российских и восточноевропейских художников в международные проекты с участием известных кураторов и ведущих западных галерей признается всеми плодотворным. Например, та же галерея Pace проводила выставки Павла Пепперштейна и московской художницы Ольги Чернышевой. Выставку Чернышевой, участницы Венецианской биеннале 2015 года, организовывала и лондонская галерея GRAD. Еще одна ее выставка пройдет в Центре графики в Нью-Йорке в октябре этого года, куратором выступит Нова Бенуэй, а репродукции работ в каталоге будут сопровождаться стихами и эссе известных поэтов и писателей, живущих в США.

В целом участники сошлись во мнении, что на фоне появления нового поколения коллекционеров восточноевропейского искусства, а также новой генерации арт-дилеров, кураторов и искусствоведов будущее рынка российского современного искусства представляется оптимистичным. И пообещали рост спроса на этом рынке в ближайшие пять лет.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+