Музей Щукина и Морозова: лирическая реинкарнация

Алла Решетникова. Paris. 2013–2014. Холст, масло. 100 х 120 см
Алла Решетникова. Paris. 2013–2014. Холст, масло. 100 х 120 см

Закрытый музей — это выставка о выставке. В 1920–1940-х годах в нынешнем здании Академии художеств на Пречистенке работал Государственный музей нового западного искусства, в постоянной экспозиции которого показывали произведения импрессионистов из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова. Художник Алла Решетникова в своих работах воспроизводит экспозицию музея накануне его закрытия в 1948 году — однако на месте произведений импрессионистов будут ее абстрактные картины, написанные в тех же размерах и обрамленные в похожие рамы. Столь неординарная реконструкция закрытого музея импрессионизма была подготовлена художницей при поддержке «тяжелой артиллерии» — с куратором Андреем Ерофеевым и Tsukanov Family Foundation, благотворительным фондом, основанным коллекционером Игорем Цукановым. В абстрактных холстах воспроизведено эмоциональное переживание художницей произведений импрессионистов — поэтичный жест, воссоздающий впечатления о впечатлениях.

Алла Решетникова — нетипичный представитель академической художественной среды. В конце 1990-х она окончила Суриковский институт, известный своим критичным отношением к современному искусству. Только после нескольких лет, проведенных в США, художница заинтересовалась абстрактным искусством, впрочем не американской «маскулинной» версией, а европейской «лирической». Ее живопись кажется «женской» более всего из-за самой технологии: она работает в кропотливой многослойной технике, требующей немалого терпения. Первой на холсте появляется решетка, пересечения которой подобны переплетению нитей ткани. Затем она покрывается краской в несколько слоев, каждый из которых более прозрачен, чем предыдущий. Последними наносятся живописные подтеки, немного напоминающие технику дриппинга Джексона Поллока. В итоге благодаря такому рукодельному подходу возникает мерцающая поверхность картины. Впрочем, лирической живопись Решетниковой делает не только техника: ее живой темперамент эмоционально близок именно импрессионизму.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+