18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Путем интерактива

Посвященный кино- и медиаискусству новый отдел Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина расширяет границы сенсорики.

На летнее время здание на Волхонке, д. 14 (прежде Институт философии РАН, а ранее усадьба Голицыных) станет домом медиаискусства. Гений места имеет здесь самое непосредственное значение. Выставка «Дом впечатлений» посвящена столкновению прошлого и будущего, настоящее которого, представленное в залах музея, уже по логике названия должно быть впечатляющим («впечатление», impression отсылает к импрессионизму). Работы классиков медиаискусства и их последователей обращаются к зрителю через современные средства на уровне оптических, ментальных, тактильных, даже вербальных образов. Сверхчувствительный арт требует едва ли не больших объяснений, чем классический, а потому по музею вполне традиционно водят экскурсии и у каждого экспоната сосредоточенно объясняют специфику авторских ноу-хау.

Концептуальная загруженность разная, диапазон довольно широк: нашлось место феминистской видеодокументации, science art, 3D-объектам, размытым digital-структурам, «потоку сознания» в разных формах, инсталляциям, которые в прямом смысле можно назвать коридорами сознания, очевидных из которых два. В тесном пространстве знаменитого дезориентатора Брюса Наумана зритель удаляется приближаясь: на телеэкранах в конце пути транслируется облик входящего со спины. Творение Ксении Перетрухиной и Дмитрия Власика больше напоминает лабиринт. Пробираясь в потемках сквозь череду стеллажей бывшей философской библиотеки, в нем каждый услышит «шум столетий» — сопровождение невидимых часов.

Заслуживает внимания и сам по себе главный коридор экспозиции. Портреты, вырисовывающиеся штрихами, от цифры к цифре, словно в детских развивающих тетрадях, на самом деле целое социологическое исследование художника Мариано Сардона о главных точках восприятия зрителем других людей.

Не нуждающийся в представлении Билл Виола в перформансе «Отражающий бассейн» — вновь со своей излюбленной стихией, символизм которой (граница бытия — небытия, видимость — реальность) уже не раз использовал в тех же «Трех женщинах», «Пяти ангелах миллениума», «Посланнике». Те, в ком пробудится дух буддийской метафизики, вспомнят о левитациях Сиддхартхи, западники задумаются о визуальном определении безвременья.

Но на самом пике эфемерности балансирует невидимая работа Юрия Календарёва. Она воздействует физически, через звук и вибрации: записанные сердцебиение самого автора, голоса животных и низкие частоты накрывают невидимой, но ощутимой волной. После подобных интерактивных опытов ироничное «Золотое путешествие» французских багетов (оммаж «Золотой легенде» Рене Магритта) знаменитых пионеров видеоарта Штейны и Вуди Васюлка вызывают желание накрыть эти экраны с летающими хлебобулочными накрахмаленной, старательно вышитой бабушкой салфеткой.

На вышедшие не только за рамки экранов, но и за размеры материала многие другие бесспорно впечатляющие арт-интерактивы можно посмотреть до 30 сентября.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+